МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 сентября 2023 г. N МН-11/3655
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ
Департамент государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Департамент) в целях развития психологических служб в системе высшего образования направляет для апробации методические рекомендации по подбору специалистов для психологических служб образовательных организаций высшего образования.
Кроме того, Департамент просит направить в Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия образования" отчет о внедрении данных методических рекомендаций в рамках своей деятельности в срок до 1 ноября 2023 года.
Директор Департамента
государственной молодежной политики
и воспитательной деятельности
Д.Е.ПОКРОВСКИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДБОРУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования на период до 2025 года и мероприятий по их реализации является кадровое обеспечение деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования (далее - вузов).
В соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации < 1 > образовательная организация высшего образования может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся (статья 27) .
< 1 > Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ (ред. от 17 февраля 2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28 февраля 2023). Статья 27. Структура образовательной организации.
Согласно Концепции развития психологических служб в образовательных организациях высшего образования (далее - Концепция) < 2 > под психологической службой понимается структурное подразделение созданное в образовательной организации высшего образования для психологического сопровождения образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, в том числе с помощью социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся, а также для оказания психологической помощи работникам образовательной организации. В состав психологической службы входят психологи, педагоги-психологи и могут входить иные профильные специалисты, имеющие квалификацию для оказания психолого-медико-социальной помощи при необходимости.
< 2 > Концепция развития психологических служб в образовательных организациях высшего образования от 29 августа 2022 N ВФ/1-Кн.
Квалификация руководителя, ответственного за организацию психологического сопровождения образования в вузе, и специалиста, непосредственно оказывающего помощь студентам и педагогическим работникам, является залогом высокого качества такой помощи, ее действенности, что способствует снижению психологических барьеров, препятствующих обращению в психологическую службу вуза за профессиональной психологической помощью.
В результате проведенного Российской академией образования исследования существующих моделей психологических служб в системе высшего образования на территории Российской Федерации < 3 > была качественно и количественно охарактеризована актуальная ситуация по организации психологической службы в системе высшего образования. В исследовании приняли участие 479 вузов Российской Федерации, из которых 402 (83,9%) организовали разные модели психологических служб. Выявлены следующие особенности кадровой обеспеченности психологических служб в системе высшего образования.
< 3 > Цветкова Л.А. Отчет о выполнении работ по направлению "Научно-методическое обеспечение развития психологической службы в системе образования Российской Федерации" в рамках государственного задания N 075-014676-22-00 на 2022 год/ФГБУ Российская академия образования.
Особенности кадрового обеспечения < 3 >
В вузах, участвующих в исследовании, реализуются различные модели работы психологических служб. Поэтому в большинстве вузов (51%, 205 психологических служб из 402) работают психологи, нанятые непосредственно в психологическую службу. Сотрудники вуза, которые совмещают несколько должностей, в том числе работу психологом психологической службы, составляют 42,8% (172 службы из 402). В 5% случаях психологами психологической службы вуза работают сторонние специалисты, работа которых оплачивается в соответствии с объемом выполненных работ, и всего в 2,2% психологами являются сотрудники сторонней организации, привлеченные на договорных условиях.
По результатам проведенного исследования у большинства работающих психологических служб вузов (80% из 402 служб) кадровый состав выглядит следующим образом:
у 42% психологических служб 1 психолог;
у 22% психологических служб 2 - 3 психолога;
у 15% психологических служб 4 и более психолога.
Большинство вузов, в штате психологической службы которых имеется от 2 до 6 и более сотрудников, считают деятельность службы более эффективной.
Административные или технические сотрудники отсутствуют в 72,1% психологических служб вузов. Специалисты, хотя бы один, совмещающие данные функции с функцией психолога, есть в 47,3% (190 психологических служб). У 14,2% психологических служб вузов есть 2 - 3 подобных специалиста.
Службы, имеющие несколько сотрудников, выполняющие функцию только психолога, значительно чаще сообщают о своей эффективности, чем службы, где смешаны роли у сотрудников.
Таким образом, опираясь на данное исследование, рекомендуется руководству вузов пересмотреть кадровую обеспеченность согласно тем задачам и направлениям работы, которые поставлены перед психологической службой с целью повышения ее эффективности.
Требования к образованию
В большинстве психологических служб вузов работают только лица с высшим психологическим образованием (86,6%). Только 4,2% (17 психологических служб из 402) сообщили, что такого сотрудника у них нет. В 41,8% (168 психологических службах из 402) работает хотя бы один специалист с ученой степенью кандидата или доктора наук.
При этом больше трети (41,8%) вузов требуют к высшему образованию дополнительное образование по направлению "Педагогика и психология" или "Клиническая психология". Психологические службы вуза (4%) принимают на работу сотрудников с неполным высшим психологическим образованием, и еще меньше (3,7%, 15 психологических служб из 402) принимают на работу со среднем специальным психологическим образованием.
Больше половины психологических служб имеют в штате консультирующего психолога с последипломным образованием по психотерапии или консультированию (60%, 241 психологическая служба из 402). В трети случаев (33,1%, 133 психологических службах из 402) работает хотя бы один консультирующий психолог со специализацией клинического/медицинского психолога.
Требования к стажу работы в должности психолога
Больше половины опрошенных специалистов психологических служб вузов предъявляют к стажу работы в должности психолога на приеме на работу. Наиболее часто требуют опыт работы от 1 до 3 лет (22,94%, 92 психологические службы из 402) или более 3 лет (22,6%, 91 психологическая служба из 402). Только 8,5% психологических служб принимают на работу сотрудников с опытом от полугода до 1 года. В 43,3% случаев не предъявляются (174 психологические службы из 402). Также больше половины служб требуют опыт именно консультативной практики (61,4%, 247 психологических служб из 402).
В 2.1 (Требования к квалификации) данных рекомендаций указано, что на должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям, без предъявления требований к стажу работы. Рекомендуется руководителям психологической службы при формировании штата сотрудников учитывать данные требования.
Требования к повышению квалификации
Вузы предъявляют разные требования к повышению профессионального уровня специалистов психологической службы. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ < 4 > не реже чем раз в три года требуют от сотрудников повышать квалификацию (246 (61,2%) психологических служб из 402). В 16,2% случаях повышение квалификации требуется ежегодно (65 психологических служб из 402). В половине случаев (48%, 193 психологические службы из 402) оплачивают повышение квалификации для своих сотрудников на базе сторонних организаций.
< 4 > Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации", статья 76 "Дополнительное профессиональное образование".
Рекомендуется руководству вузов придерживаться федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к требованиям по повышению профессионального уровня специалистов психологической службы.
Таким образом, проведенное исследование < 3 > показывает необходимость определения единых требований к подбору специалистов в психологические службы вузов и разработки данных методических рекомендаций.
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных организаций высшего образования и руководителей структурных подразделений, осуществляющих психологическое сопровождение в образовательных организациях высшего образования и обеспечивающих оказание психологической помощи обучающимся и педагогическим работникам.
Методические рекомендации содержат информацию, материалы, необходимые для кадрового совершенствования обеспечения деятельности психологической службы в образовательной организации высшего образования (далее - психологическая служба, психологическая служба вуза).
Методические рекомендации разработаны специалистами Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования (далее - Федеральный ресурсный центр РАО) и согласованы Межведомственной рабочей группой по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Межведомственная рабочая группа Минобрнауки России).
Методические рекомендации включают пояснительную записку, три раздела, заключение.
1. Нормативно-правовые основания кадрового обеспечения психологической службы образовательной организации высшего образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 утверждена "Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" < 5 > , в которую в разделе I "Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" подразделе 2 "Должности иных педагогических работников" включены в том числе должности "педагог-психолог", "социальный педагог", "методист".
< 5 > Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".
В психологическую службу вуза могут быть включены должности педагогических работников, выполнение работ по которым согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" связано с предоставлением льгот и наличием ограничений, то в таком случае в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса "наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов".
Должность "психолог" относится к категории "иные работники образовательных организаций", права, обязанности и ответственность которых устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
Регулирование профессиональной деятельности психолога/педагога-психолога вуза отражено не в полной мере в профессиональном стандарте "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденном приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н < 6 > , в обобщенных трудовых функциях, отражающих специфику профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), работающего в сфере высшего образования. При этом в названном профессиональном стандарте указан вид экономической деятельности, на который в том числе распространяется его действие - " 85.22 Образование высшее".
< 6 > Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (зарегистрирован в Минюсте России 18.08.2015 N 38575).
В соответствии с Федеральном законом "Об образовании в Российской Федерации" вузы самостоятельно разрабатывают пакет локальных нормативных актов, определяющих приоритетные направления работы психологической службы, штатное расписание, должностные обязанности специалистов психологической службы и др. (статья 28) < 7 > .
< 7 > Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
Вузом определяются основные направления деятельности психологической службы, которые фиксируются в Положении о психологической службе в зависимости от модели психологической службы:
психологический кабинет;
центр психологического консультирования;
психологическая клиника;
или психолого-медико-социальная служба.
Организация деятельности психологической службы образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.
Специалист психологической службы вуза действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательной организации высшего образования, в том числе психологической службы, сотрудником которой он является.
Специалист психологической службы вуза - это работник образовательной организации высшего образования, привлеченный для психологического сопровождения образовательного процесса.
Специалист психологической службы вуза неукоснительно соблюдает права и свободы лиц, которым он в силу должностных обязанностей оказывает психологическую помощь.
1.1. Требования Трудового кодекса Российской Федерации
Право на занятие педагогической деятельностью в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ имеет лицо:
не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Работник назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя образовательной организации высшего образования.
1.2. Требования профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в образовании) к квалификации работника"
Профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.
Указанные трудовые действия в профессиональном стандарте "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" < 8 > применительно к деятельности психолога в образовательной организации высшего образования по ограниченному количеству работ с уточнением формулировок.
< 8 > Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об истинности профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (зарегистрирован в Минюсте России 18.08.2015 N 38575).
Согласно профессиональному стандарту "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" психологическая диагностика, консультативная деятельность как направления работы специалиста психологической службы образовательной организации входят в Группу 1 в рамках реализации обобщенной трудовой функции А, связанной с оказанием психологической помощи и повышением психологической компетентности всех участников образовательных отношений.
В профессиональном стандарте "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" психологическая профилактика как направление работы специалиста психологической службы образовательной организации входит в Группу 1 в рамках реализации обобщенной трудовой функции А. При этом под психопрофилактикой подразумевается профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях.
Коррекционная работа (в имеющемся профессиональном стандарте - коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации) как направление деятельности специалиста психологической службы также соответствует обобщенной трудовой функции А Группы 1.
В профессиональном стандарте "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" психологическое просвещение как направление работы специалиста психологической службы образовательной организации входит в Группу 1 в рамках реализации обобщенной трудовой функции А.
Организационно-методическая деятельность специалиста психологической службы образовательной организации в профессиональном стандарте "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" входит в несколько групп в рамках реализации обобщенной трудовой функции А.
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций входит в Группу 2, направленную на обеспечение информационно-аналитической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования.
Ведение профессиональной документации и повышение квалификации входит в Группу 3, направленную на обеспечение качества реализуемых работ по психолого-педагогическому сопровождению образования.
2. Требования к работникам психологической службы образовательной организации высшего образования
Состав и численность специалистов психологической службы вуза зависят от задач, которые ставит перед психологической службой руководство вуза, и прогнозируемой численности обучающихся, нуждающихся в психологической помощи, а также обусловливаются материально-техническими и финансовыми ресурсами, которые руководство вуза может и готово направить на указанные цели.
Нормативы по определению численности специалистов психологической службы носят рекомендательный характер для определения и обоснования необходимой списочной численности структурного подразделения образовательной организации - психологической службы вуза - для качественного выполнения установленного объема работы.
Рекомендуемая численность специалистов психологической службы вуза - не менее одной штатной единицы на 1000 обучающихся < 9 > . При определении штатной численности психологической службы необходимо принять во внимание специфику контингента обучающихся, выделив потребности в психологическом сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
< 9 > Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".
При создании и организации деятельности психологической службы вуза, в частности, планировании штатного расписания психологической службы, необходимо учесть, что режим рабочего времени педагога-психолога в пределах 36-часовой рабочей недели (а психолога - в пределах не более 40 часовой рабочей недели) < 10 > регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:
< 10 > Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательных отношений в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательных отношений, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации.
Выполнение указанной работы специалистом психологической службы, отнесенным к категории педагогических работников (педагог-психолог, социальный педагог и т.д.), может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" < 11 > , раздел VIII ).
< 11 > Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об особенностях особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников, занимающих образовательную деятельность" (зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2016 N 42388).
Внутренняя структура и штатная численность психологической службы утверждается руководителем вуза в соответствии с рекомендациями Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования, исходя из объемов работы и специфики деятельности образовательной организации.
2.1. Требования к квалификации
Требования к квалификации специалистов психологической службы определяются в соответствии с должностным функционалом и законодательством Российской Федерации.
В должностной инструкции педагога-психолога психологической службы образовательной организации высшего образования определено, что педагог-психолог относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы вуза < 12 > .
< 12 > Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".
На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям, без предъявления требований к стажу работы.
Квалификационные требования к педагогу-психологу (психологу в сфере образования) предъявляются на основании профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденного приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н < 5 > .
Деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) психологической службы вуза соответствует обобщенная трудовая функция "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ" профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
Применимы (с пониманием ограничений и необходимостью уточнения наименований должностей, адресатов и уровня образования) к деятельности специалиста психологической службы образовательной организации высшего образования оказываются:
трудовые функции и трудовые действия Группы 1, направленные на оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности всех участников образовательных отношений;
трудовые функции и трудовые действия Группы 2, направленные на обеспечение информационно-аналитической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования;
трудовые функции и трудовые действия Группы 3, направленные на обеспечение качества реализуемых работ по психолого-педагогическому сопровождению образования.
Квалификация педагога-психолога (психолога в сфере образования), работающего в сфере образования и осуществляющего свою профессиональную деятельность в рамках психологической службы вуза, должна соответствовать 6 и выше уровню квалификации в соответствии с уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" < 13 > .
< 13 > Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об оценке уровней квалификации в проектах разработки профессиональных планшетов" (зарегистрирован в Минюсте России 27.05.2013 N 28534).
Квалификационные требования, предъявляемые к руководителю структурного подразделения вуза - психологическая служба, определены в "Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н < 14 > ( раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"), в котором представлена должность "Руководитель (директор, заведующий, начальник) структурного подразделения".
< 14 > Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н (ред. от 25.01.2023) "Об оценке Единого квалификационного справочника должностей финансовых, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики стоимостных оценок и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2011 N 20237).
2.2. Должностные обязанности и права
Обязанности специалистов психологической службы распределяются руководителем психологической службы вуза в соответствии с должностными инструкциями и трудовым договором.
Обязанности < 15 > :
< 15 > Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".
1. Принимать участие в разработке и реализации планов проведения психодиагностических, коррекционных, профилактических и просветительских программ для обучающихся, направленных в том числе на снижение тревожности, эмоционального напряжения и преодоление проблем в общении и поведении.
2. Принимать участие в разработке и реализации образовательных, просветительских, коррекционных психологических и психолого-педагогических программ и проектов для обучающихся и преподавателей.
3. Оказывать квалифицированную психологическую помощь, в том числе индивидуальное и групповое психологическое консультирование, всем категориям обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, и педагогическим работникам образовательной организации высшего образования.
4. Проводить мероприятия (как в рамках программ и проектов, так и в виде отдельных мероприятий) в целях:
оценки риска, профилактики и коррекции проявлений дезадаптивных состояний, деструктивного и девиантного поведения обучающихся, формирования жизнестойкости и конструктивных навыков межличностного взаимодействия;
профилактики и оказания квалифицированной помощи в преодолении эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников образовательной организации высшего образования;
укрепления личностной и духовно-нравственной сферы обучающихся, внутренней позиции личности, в том числе развития межкультурной толерантности и традиционных семейных ценностей, профилактика ксенофобии и экстремизма < 16 > ;
< 16 > Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об оценке Основ государственной политики по сохранению и выявлению у взрослых духовно-нравственных проявлений".
создания условий профессиональной ориентации, разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, планирования и успешной реализации профессиональной карьеры;
проведения психологической экспертизы образовательных программ, технологий, учебников, пособий, методических материалов;
создания специальных условий и адаптации образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью;
содержания мероприятий, предполагающих участие обучающихся, в том числе в цифровом формате.
5. Выполнять психологический анализ социальной ситуации в образовательной организации, выявлять острые проблемные моменты во взаимодействии всех участников образовательных отношений, определять признаки проявлений дезадаптивных состояний, деструктивного и девиантного поведения, а также пути и средства их разрешения. Выполнять свои профессиональные обязанности с соблюдением требований профессиональной этики психолога и защиты персональных данных.
6. Принимать участие в разработке психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося, для своевременного предупреждения нарушений в психическом развитии.
7. Участвовать в проведении приемной кампании, организовывать консультирование абитуриентов и их родителей в целях профилактики и предотвращения состояний психологической дезадаптации и повышения стрессовой устойчивости.
8. Популяризировать психологические знания в образовательной организации с целью снижения у обучающихся и работников психологических барьеров, препятствующих обращению за профессиональной психологической помощью.
9. Участвовать в процедурах оценки эффективности методов психодиагностики, профилактики и коррекции на протяжении всего периода обучения.
10. Участвовать в просветительской работе для профессорско-преподавательского состава и студентов. Оказывать психологическую поддержку преподавателям, направленную на совершенствование образовательного процесса.
11. Проводить консультирование преподавателей и других работников образовательной организации высшего образования по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
12. Участвовать в мониторингах актуального состояния психологических служб и научных исследованиях в интересах развития психологического сопровождения высшего образования, проводимых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией образования.
13. Участвовать в разработке рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.
14. Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
15. Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
Права < 17 > :
< 17 > Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".
1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
4. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению.
5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).
7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Ответственность < 18 > :
< 18 > Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".
1. За нарушение устава образовательной организации высшего образования.
2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Компетенции работника психологической службы образовательной организации высшего образования
На основании профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденного приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н < 5 > , специалист психологической службы вуза должен обладать такими необходимыми компетенциями, как:
использовать качественные и количественные методы психологического обследования;
обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;
анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся;
разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ;
проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
выявлять, анализировать и описывать факторы социальной и (или) учебной дезадаптации;
применять основные стратегии и методы психопрофилактики, психологического консультирования и психологической коррекции;
владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий;
участвовать в разработке индивидуальных учебных планов, помогать в анализе и выборе оптимальных педагогических технологий обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их образовательными потребностями.
Заключение
Кадровое обеспечение деятельности сети вузовских психологических служб включает не только мероприятия, повышающие профессиональную квалификацию руководителей психологических служб и педагогов-психологов, психологов, но и программы супервизии и интервизии, профилактику профессионального выгорания и профессиональных деформаций специалистов, в том числе работающих на горячих линиях.
При формировании штатного расписания психологическими службами необходимо ориентироваться на задачи, которые ставит перед психологической службой руководство вуза.
Настоящие методические рекомендации содержат информацию, материалы, необходимые для кадрового обеспечения деятельности психологической службы в образовательной организации высшего образования, такие как:
нормативно-правовые основания кадрового обеспечения психологической службы организации высшего образования;
требования профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в образовании) к квалификации работника;
требования к работникам психологической службы организации высшего образования;
должностные обязанности и права работников психологической службы организации высшего образования;
компетенции работников психологической службы организации высшего образования.
Таким образом, руководствуясь данными методическими рекомендациями, с учетом специфики деятельности образовательной организации высшего образования руководители вузов смогут сформировать кадровый состав психологической службы вуза для реализации поставленных задач по психологическому сопровождению образовательного процесса.