ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 2020 г. N 12-4-4/3641
Совокупность требований, которые должны выполняться негосударственными пенсионными фондами (далее - НПФ) при проведении идентификации, упрощенной идентификации клиентов - физических лиц, содержится в Федеральном законе N 115-ФЗ < 1 > и Положении N 444-П < 2 > .
< 1 > Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
< 2 > Положение Банка России от 12.12.2014 N 444-П "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Требования по идентификации считаются выполненными НПФ при условии получения сведений о клиенте (представителе клиента, выгодоприобретателе) в объеме, установленном статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ и соответствующим приложением к Положению N 444-П, а также принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, и подтверждения достоверности таких сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
При этом Федеральный закон N 115-ФЗ не содержит запрета на использование электронных средств связи с целью получения сведений и документов, необходимых для проведения идентификации клиентов, а также заверение представляемых в целях идентификации клиентов сведений и документов простой электронной подписью клиента, при условии соблюдения иных положений законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований Федерального закона N 63-ФЗ < 3 > .
< 3 > Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В случае если НПФ планирует использовать дистанционный способ получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиентов, то он самостоятельно в своих внутренних документах определяет порядок и форму представления сведений и документов (например, нотариальное заверение, заверение документов клиентом, заверение документов самим НПФ, в котором обслуживается данный клиент, представление сведений и документов в форме электронного документа, подписанного его простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью).
Вместе с тем отмечаем, что представление клиентом документов, необходимых для идентификации, через незащищенные каналы связи и без криптографических средств защиты информации может не обеспечить необходимый уровень безопасности, нести высокие риски мошенничества и утечки данных и не гарантировать достоверную идентификацию клиентов.
Приложение
ЗАПРОС
от 12 августа 2020 г. N 12-02(08)-01/2/01286
Негосударственный пенсионный фонд в целях надлежащего исполнения Федерального закона N 115-ФЗ < 1 > и подзаконных актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) просит предоставить следующие разъяснения о порядке применения нормативных актов Банка России по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
< 1 > Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно Федеральному закону N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, в Информационном письме Банка России от 25.05.2016 N ИН-015-53/37 "О проведении страховыми организациями идентификации при заключении договора страхования в электронном виде" Банк России не содержит запрета на использование электронных средств связи для получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиента, и заверение таких сведений и документов простой электронной подписью клиента.
В связи с изложенным просим разъяснить, вправе ли негосударственный пенсионный фонд использовать представленные клиентом сведения и документы в целях идентификации и (или) обновления информации в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью клиента?