Утверждаю
Руководитель
Рособоронпоставки
Н.В.СИНИКОВА
6 декабря 2012 года
ПАМЯТКА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ПО ПОСТАВКАМ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ
ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Введение
Государственная служба Российской Федерации - профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, предопределяет особый правовой статус государственных служащих Российской Федерации в трудовых отношениях.
Памятка государственного гражданского служащего Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее - Памятка) предназначена для использования в служебной деятельности государственных гражданских служащих Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (далее - Рособоронпоставка). В ней раскрываются основные понятия, правовые и организационные формы урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.
Одним из способов предупреждения коррупционных проявлений в государственной системе, призванных реализовывать принцип публичности и открытости деятельности органов государственной власти, выступает институт конфликта интересов.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
При этом в соответствии с частью 3 обозначенной статьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" < 1 > (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
< 1 > Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей.
Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья государственного служащего, его родственники. В связи с чем в настоящей памятке для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственного служащего, используется термин "родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего".
Формируются по предпосылкам возникновения и характеру проявления.
Предпосылки возникновения конфликта интересов:
ЛИЧНОСТНЫЙ | КОРПОРАТИВНЫЙ |
1. Персональная предрасположенность; 2. Несовершенство системы отчетности и контроля; 3. Отсутствие норм и правил разрешения личностного конфликта интересов; 4. Дублирование полномочий государственных служащих; 5. Несоблюдение служебной и организационной дисциплины; 6. Отсутствие или недостаточное исполнение моральных и материальных ресурсов | 1. Недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти; 2. Различие целей государственного органа и государства в целом в силу неправильного понимания задач, стоящих перед данным государственным органом или их нечетких формулировок; 3. Несовершенство системы контроля деятельности организации; 4. Дублирование полномочий органов государственной власти |
Характер проявления конфликта интересов:
- использование служебного положения, конфиденциальной информации, ресурсов организации в личных целях (для развития личного бизнеса) или продвижения чьих-либо интересов;
- конфликты интересов, связанные с подарками и взяточничеством;
- неэффективное и неэкономичное расходование выделенных государством средств;
- продвижение конкретных поставщиков.
Под определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых "областей регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
┌──────────────────────────────────────┐ │ СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ │ │КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ│ │ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ │ └────┬───────────────┬─────────────┬───┘ \/ │ \/ ┌─────────────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │Изменение должностного положения,│ │ │ Отвод (самоотвод) │ │ являющегося стороной конфликта │ │ │государственного служащего │ │ интересов государственного │ │ │в установленных действующим│ │служащего, вплоть до отстранения │ │ │ законодательством случаях │ │ его от исполнения │ │ │ и порядке │ │ должностных обязанностей │ │ └───────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘ │ \/ ┌──────────────────────────────┐ │ Отказ государственного │ │служащего от выгоды, явившейся│ │ причиной возникновения │ │ конфликта интересов │ └──────────────────────────────┘В настоящей Памятке рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов, при этом приводится описание ситуаций и даются рекомендации для государственных гражданских служащих Рособоронпоставки по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.
Типовые ситуации конфликта интересов на государственной
службе Российской Федерации и порядок их урегулирования
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением
отдельных функций государственного управления в отношении
родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная
заинтересованность государственного служащего
1.1. Описание ситуации
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.
Комментарий
Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
- государственный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник государственного служащего;
- государственный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного служащего.
При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением
иной оплачиваемой работы
2.1. Описание ситуации
Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
Комментарий
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников государственного служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 Памятки. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.
2.2. Описание ситуации
Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
- услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего;
- государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
- организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.
При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов, и отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.
Комментарий
При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного служащего, например консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае государственный служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.
2.3. Описание ситуации
Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулирования
Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.
Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.
2.4. Описание ситуации
Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность.
3. Конфликт интересов, связанный с владением
ценными бумагами, банковскими вкладами
3.1. Описание ситуации
Государственный служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
В случае если государственный служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственным служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае если родственники государственного служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
До принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный служащий или его родственники.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
Для родственников государственного служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.
При рассмотрении данной ситуации необходимо отметить, что отсутствует коллизия норм статей 11 и 12.3 Федерального закона N 273-ФЗ. Статья 12.3 устанавливает обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов, в случае если владение этими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов. Аналогичные положения установлены в качестве запретов для государственных служащих в федеральных законах, регулирующих прохождение различных видов государственной службы (для гражданской службы - часть 2 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ). Такие предписания являются общим для всех государственных служащих запретом, связанным с государственной службой.
В то же время в статье 11 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрены меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что, в свою очередь, предполагает применение изложенных в ней положений при наличии конкретной ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Таким образом, исходя из анализа взаимосвязанных положений частей 2 , 4 и 6 статьи 11 вышеуказанного Закона, предусмотренная обязанность государственного служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда государственному служащему стало известно о возможности такого конфликта.
4. Конфликт интересов, связанный с получением
подарков и услуг
4.1. Описание ситуации
Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:
- указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
- предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
- до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
4.2. Описание ситуации
Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
4.3. Описание ситуации
Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
5. Конфликт интересов, связанный с имущественными
обязательствами и судебными разбирательствами
5.1. Описание ситуации
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения и урегулирования
В этом случае государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют имущественные обязательства.
5.2. Описание ситуации
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
5.3. Описание ситуации
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
5.4. Описание ситуации
Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим
работодателем и трудоустройством после увольнения
с государственной службы
6.1. Описание ситуации
Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.
Комментарий
Государственный служащий, поступивший на государственную службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным служащим его должностных обязанностей.
При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для государственного служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
6.2. Описание ситуации
Государственный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений государственному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.
В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.
7. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным
служащим установленных запретов
7.1. Описание ситуации
Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры предотвращения и урегулирования
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
7.2. Описание ситуации
Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулирования
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также "выяснить", какую именно работу он там выполняет.
7.3. Описание ситуации
Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления (нередко конфликт интересов может развиться в уголовно наказуемое деяние), данная информация представляется руководителю Рособоронпоставки для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.
Учитывая специфику деятельности Рособоронпоставки - размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд - необходимо отметить, что конфликт интересов может быть разделен по источникам возникновения у:
государственного заказчика (если он является организатором торгов);
государственного заказчика (если он не является организатором торгов).
ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ | |
Конфликт интересов у государственного заказчика (если он является организатором торгов) | Конфликт интересов у государственного заказчика (если он не является организатором торгов) |
- при разработке "внутренней" нормативно-методической базы; - финансово-экономическое планирование; - при разработке конкурсной или аукционной документации; - при проведении всех необходимых процедур и оформление обязательных протоколов и отчетных документов | - при определении сроков поставки (выполнения, оказания); - при определении параметров требуемых товаров (работ, услуг); - при формировании конкурсной или аукционной комиссии из своих сотрудников |
Во время проведения самих торгов также существует вероятность возникновения источника конфликта интересов на различных этапах проведения торгов.
ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ЭТАПАХ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ | |
ЭТАПЫ | ИСТОЧНИКИ |
Первый этап проведения торгов - определение потребностей | у государственного заказчика: - формулировка и обоснование потребности под "свой" интерес |
Второй этап - подготовка к проведению торгов | у государственного заказчика: - разработка конкурсной или аукционной документации под "своих" участников размещения заказов в целях гарантированного проигрыша "нежелательного" участника |
Третий этап - приглашение поставщиков к участию в торгах | у организатора торгов: - создание искусственных информационных и административных барьеров для "чужих" участников конкурса |
Четвертый этап - подготовка предложений поставщиками | у государственного заказчика: - корректировка конкурсной или аукционной документации под интересы "своего" участника торгов; у организатора торгов: - передача конфиденциальной информации "своим" участникам торгов |
Пятый этап - подача (прием) предложений (заявок на участие) | у государственного заказчика либо организатора торгов: - перенесение сроков приема предложений без надлежащего уведомления "чужих" участников торгов либо внесение в документацию по торгам изменений под "своих" участников |
Шестой этап - оценка предложений и определение победителя торгов | у государственного заказчика: - игнорирование критериев оценки и их весовые значения при определении победителя; - необъективная оценка предложений участников торгов в том случае, если оценка и сопоставление заявок осуществляются экспертным путем |
В целях предупреждения возникновения конфликта интересов сотруднику Рособоронпоставки рекомендуется:
лично не допускать возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей;
предупреждать возникновение конфликта интересов у коллег по совместной деятельности путем личной беседы (предупреждения);
не использовать возможности (вне государственной службы) осуществлять деятельность, занимать (возмездно или безвозмездно) должность или негосударственный пост, несовместимые в соответствии с федеральными законами с государственной службой, а также осуществлять разрешенную деятельность, занимать разрешенные должности или посты, если они могут привести к конфликту интересов;
прежде чем соглашаться на замещение каких бы то ни было должностей или постов вне государственной гражданской службы, необходимо согласовать этот вопрос со своим непосредственным начальником и уведомить об этом руководителя Рособоронпоставки;
не принимать вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов), подарки и любые другие выгоды, предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми государственный гражданский служащий имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям. Обычное гостеприимство и личные подарки в допускаемых федеральными законами Российской Федерации формах и размерах также не должны создавать конфликт интересов или его видимость;
не допускать возникновения или создания ситуаций или их видимости, которые могут вынудить его с использованием служебного положения оказать услугу или предпочтение другому лицу или организации;
не пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других государственных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им ненадлежащую выгоду;
принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, за которую государственный гражданский служащий несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей;
не стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;
не использовать не по назначению информацию, которую государственный гражданский служащий может получить при исполнении своих служебных обязанностей;
не использовать свое нахождение на государственной службе для получения предложений работы после ее завершения;
не допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному конфликтам интересов;
не оказывать особое внимание бывшим государственным служащим и не предоставлять им доступ в государственный орган, если это может создать конфликт интересов;
после увольнения из Рособоронпоставки не использовать или не распространять конфиденциальную информацию, полученную в период работы в Рособоронпоставке, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
письменно уведомлять руководителя Рособоронпоставки через Управление государственной службы и кадров в случае получения информации о наличии конфликта интересов, касающегося Рособоронпоставки;
письменно уведомить руководителя Рособоронпоставки через Управление государственной службы и кадров в случае невозможности объективно оценить наличие (возможность возникновения) конфликта интересов в своих действиях либо в действиях коллег по совместной деятельности;
письменно уведомлять непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов у сотрудника в случае, если он является членом конкурсной, аукционной комиссии и при наличии у него неформальных связей (дружба, родство, ранее возникшие личностные конфликты) с лицами, заинтересованными в результатах размещения конкретного заказа.
В Приложении N 1 представлен Ситуационный перечень действий федеральных государственных гражданских служащих Рособоронпоставки, которые могут повлечь за собой конфликт интересов, применительно к каждому структурному подразделению Рособоронпоставки, и способы его урегулирования.
Начальник Управления
госслужбы и кадров
Е.Л.МАРКОВ
Приложение N 1
СИТУАЦИОННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ
СЛУЖАЩИХ РОСОБОРОНПОСТАВКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЖДОМУ СТРУКТУРНОМУ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЮ В ОТДЕЛЬНОСТИ, И СПОСОБЫ ЕГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
N п/п | Название конфликта интересов и его содержание | Пути решения конфликта интересов |
Управление делами | ||
1 | Выдача незаконных архивных справок | Отказ государственного гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. В случае возникновения конфликта интересов незамедлительное уведомление о нем в письменной форме руководителя Рособоронпоставки |
Финансово-хозяйственное управление | ||
1 | Получение предложений об искажении сведений при проведении инвентаризации материальных запасов и финансовых обязательств (недостача, излишки), а также подготовка документов о списании с учета недостающих материальных запасов | Отказаться от искажения данных бухгалтерского учета; письменно уведомить руководителя Рособоронпоставки о факте склонения к искажению сведений при проведении инвентаризации материальных запасов и финансовых обязательств (недостача, излишки), а также при получении предложения о подготовке документов о списании с учета недостающих материальных запасов; подготовить предложения о замене члена инвентаризационной комиссии (или материально ответственного лица) |
2 | Получение предложений о сокрытии нарушений, выявленных при осуществлении финансового контроля | Отказаться от сокрытия выявленных нарушений; доложить непосредственному начальнику о необходимости проведения ревизии (проверки) за более ранний период в целях выявления аналогичных нарушений; внимательно выслушать и запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг за данное правонарушение) |
3 | Лоббирование интересов единственного поставщика при приобретении материальных средств, оказании услуг | Не допускать приобретения изделий, заказа услуг у единственного поставщика. В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
Управление безопасности и защиты информации | ||
1 | В ходе проведения служебного расследования должностное лицо, установленное как причастное к совершению правонарушения, находится в неформальных отношениях с членом рабочей группы, что может повлиять на объективное изложение причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушения | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
2 | В ходе заседания единой (аукционной, конкурсной, котировочной) комиссии при проведении торгов (запроса котировок) установлено, что в торгах (запросе котировок) принимает участие организация, законный представитель которой либо сотрудники которой, осуществляющие действия от имени участника размещения заказа, находятся в родстве с членом комиссии | |
Управление информатизации | ||
1 | Лоббирование интересов единственного поставщика при приобретении материальных средств, оказании услуг | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов. Не допускать приобретение изделий, заказа услуг у единственного поставщика |
Управление учета, контроля и методологии госзакупок | ||
1 | Лоббирование интересов "своих" участников размещения заказов при осуществлении согласования конкурсной и аукционной документации заказчика | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
Правовое Управление | ||
1 | Нарушение конфиденциальности при проведении правовой экспертизы проектов документации о торгах: о содержании документации; о ценовых предложениях, содержащихся в заявке на проведение запроса котировок | Не допускать нарушения конфиденциальности. В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
2 | Заинтересованность в отрицательном результате исхода судебного разбирательства при представлении интересов Рособоронпоставки | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов. Обеспечить представителя Рособоронпоставки диктофоном |
Управление проверки участников торгов и контроля ценообразования | ||
1 | Нарушение конфиденциальности на стадии анализа заявок (проектов документации о торгах): о содержании документации; о ценовых предложениях, содержащихся в заявке на проведение запроса котировок | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
2 | Предъявление необоснованных претензий к участнику размещения заказа в части, касающейся обеспечения исполнения контракта, с целью создания преимущества какому-либо участнику размещения заказа | |
3 | Получение подарков от представителей предприятий ОПК | Отказаться от конфликта интересов, действовать в соответствии с Приказом Рособоронпоставки от 9 августа 2011 г. N 195 "Об утверждении Порядка передачи подарков, полученных государственными гражданскими служащими Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями". В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
4 | Заинтересованное завышение начальных цен на вооружение, военную, специальную технику и материальные средства при формировании начальной максимальной цены контракта | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
5 | Проведение необъективного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, участвующей в исполнении государственных контрактов на выполнение оборонного заказа, в целях создания преимущества указанной организации - участнику размещения заказа | |
Управление государственного заказа по номенклатуре Минобороны России | ||
1 | На стадии подготовки документации: привлечение к составлению документации одного из потенциальных участников размещения заказа; нарушение конфиденциальности информации о содержании документации | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов; |
2 | На стадии подачи заявок: Участие в торгах (запросе котировок) организации, законный представитель которой находится в родстве с государственными гражданскими служащими, осуществляющими подготовку, размещение документации, проверку участников торгов, регистрацию госконтрактов; нарушение конфиденциальности информации о ценовых предложениях, содержащихся в заявке на проведение запроса котировок | Соблюдение государственным гражданским служащим конфиденциальности информации |
3 | Представление разъяснений в интересах какого-либо потенциального участника размещения заказа | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
4 | Внесение изменений в документацию, создающее преимущество какому-либо участнику размещения заказа | |
5 | Нарушение порядка (своевременности и полноты) предоставления информации, полученной в ходе проведения проверки участников торгов членам конкурсной (котировочной, аукционной) комиссии, предоставление искаженной информации | |
6 | На стадии подписания контракта: некачественная проверка представленных документов по обеспечению исполнения контрактов | |
Управление государственного заказа по номенклатуре федеральных органов исполнительной власти | ||
1 | Разглашение информации, ставшей известной государственному гражданскому служащему в связи с исполнением своих служебных обязанностей, заинтересованному лицу | - сообщать и использовать служебную информацию только при соблюдении действующих норм и требований, принятых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; - принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, за которую несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей; - не использовать информацию, полученную при исполнении служебных обязанностей или в связи с ними в личных целях и в интересах третьих лиц; в случае обнаружения в документации коррупционной составляющей сообщать данный факт непосредственному начальнику |
Управление госслужбы и кадров | ||
1 | Прием на работу гражданина, не соответствующего квалификационным требованиям и иным требованиям, установленным Федеральным законом N 79-ФЗ | В письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов |
2 | Выдача справок и иных документов, заверение копий документов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации | |
3 | Подготовка и предоставление руководителю Рособоронпоставки приказа по кадровым вопросам, несоответствующего нормам действующего законодательства | |
4 | Внесение в трудовую книжку, личное дело государственного служащего сведений (завышение классного чина, изменение статьи увольнения и ее даты), не соответствующих действительности | |
5 | Лоббирование отдельных кандидатов при проведении конкурсных процедур по замещению вакантных должностей, аттестации сотрудников и присвоении классных чинов | |
6 | Сокрытие информации при осуществлении проверки сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, задекларированных госслужащим | |
7 | В ходе проведения служебной проверки член комиссии состоит в неформальных (дружба, родство, ранее возникшие личностные конфликты) отношениях с проверяемым должностным лицом, что может повлиять на объективность выводов по результатам проверки | |
8 | Личная заинтересованность сотрудника при заключении государственных контрактов на обучение сотрудников Рособоронпоставки |