Рекомендована
решением Комиссии Счетной палаты
Российской Федерации по соблюдению
требований к служебному поведению
федеральных государственных служащих
и урегулированию конфликта интересов
от 23 марта 2017 г.
протокол N 2ККИ(47)ДСП
ПАМЯТКА
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ
АППАРАТА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТИПОВЫМ
СИТУАЦИЯМ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКУ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
1. Общие положения
Настоящая Памятка подготовлена на основе обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе и порядка их урегулирования, разработанного Минтрудом России, в целях обеспечения соблюдения лицами, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата), требований о предотвращении и (или) об урегулировании конфликта интересов, установленных законодательством Российской Федерации.
В настоящей Памятке приводится описание типовых ситуаций конфликта интересов и порядка их урегулирования. Также приведены примеры и описаны конкретные ситуации, связанные с предотвращением и (или) урегулированием конфликта интересов, стороной которого является государственный гражданский служащий, содержащиеся в Обзоре практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г., апелляционных определениях Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 августа 2015 г. по делу N 33-13384/2015 и Красноярского краевого суда от 11 августа 2014 г. по делу N 33-7577/2014, иных судебных актах по данному вопросу.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) для целей указанного федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью в указанной статье понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (далее - иные лица).
К числу лиц, обязанных сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, относятся лица, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты Российской Федерации (далее - гражданские служащие).
При этом согласно части 3.2 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
ПРИМЕР: Гражданский служащий замещал должность начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации. В его должностные обязанности входили организация и контроль ежегодного технического освидетельствования баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, а также выдача разрешений на эксплуатацию указанных баз (сооружений). При этом жена гражданского служащего являлась учредителем ООО "Клуб водомоторников и водолазов", на средства которого на водохранилище возведена дамба-волнолом.
Гражданский служащий в период прохождения службы не сообщил начальнику главного управления о своей личной заинтересованности в строительстве и функционировании дамбы-волнолома, мер по урегулированию конфликта интересов не предпринял.
Гражданский служащий уволен с государственной службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия вследствие непринятия мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся.
Бывший гражданский служащий обратился в районный суд с исковыми требованиями к главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации о признании незаконным приказа об увольнении.
Судом в удовлетворении исковых требований бывшего гражданского служащего отказано.
Поскольку под определение конфликта интересов подпадает множество конкретных ситуаций, в которых гражданский служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. В этой связи в настоящей Памятке выделены ключевые "области регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего;
выполнение отдельных функций государственного управления в отношении организации, руководителями или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
явное нарушение установленных основных обязанностей и запретов (например, разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; принятие без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями, и др.).
Кроме того, при определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Применительно к настоящей Памятке к функциям государственного управления можно отнести:
осуществление внешнего государственного аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений, в том числе участие в:
контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях Счетной палаты на объектах аудита (контроля);
составление инспекторами Счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
подготовка представлений и предписаний Счетной палаты, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения в отношении объекта аудита (контроля);
размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе соответствующей комиссии по размещению заказов.
Необходимо помнить, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ гражданский служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Порядок), утвержден приказом Председателя Счетной палаты от 5 декабря 2011 г. N 121.
Согласно пункту 4 раздела I Порядка гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Порядка при нахождении гражданского служащего в служебной командировке, не при исполнении должностных (служебных) обязанностей и вне пределов места работы о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан уведомить с помощью любых доступных средств связи своего непосредственного руководителя и (или) Департамент государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений, а по прибытии к месту прохождения гражданской службы оформить уведомление.
Форма уведомления приведена в приложении N 1 к Порядку (приложение N 1 к настоящей Памятке - не приводится).
Пунктами 1 и 3 раздела II Порядка установлено, что уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит обязательной регистрации в Департаменте государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений. При этом указанный департамент выдает гражданскому служащему две копии зарегистрированного уведомления с проставленной отметкой "Уведомление зарегистрировано", указанием даты и номера регистрации, фамилии, инициалов и должности сотрудника, зарегистрировавшего уведомление.
Первая копия уведомления хранится у гражданского служащего, вторая представляется гражданским служащим своему непосредственному руководителю для информации.
В соответствии с положениями раздела V Порядка по решению Председателя Счетной палаты Департаментом государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений осуществляется проверка содержащихся в уведомлении сведений.
По окончании проверки уведомление с приложением материалов проверки представляется директором Департамента государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений Председателю Счетной палаты для принятия решения о направлении уведомления и результатов его проверки в Комиссию Счетной палаты Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия).
Положение о Комиссии и ее состав , утвержденные приказом Председателя Счетной палаты от 28 января 2014 г. N 6, а также сведения о работе Комиссии размещены на внутреннем информационном портале Счетной палаты в разделе "Главная/Деятельность/Госслужба/Противодействие коррупции/" и на официальном сайте Счетной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе "Противодействие коррупции".
Обращаем внимание, что гражданский служащий вправе обратиться в Комиссию с заявлением об установлении признаков нарушения требований об урегулировании конфликта интересов в конкретной сложившейся или возможной ситуации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением
отдельных функций государственного управления в отношении
родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная
заинтересованность гражданского служащего
Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и (или) в принятии кадровых решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Осуществление гражданским служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
гражданский служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности гражданской службы в аппарате Счетной палаты. При этом один из кандидатов на вакантную должность гражданской службы является родственником гражданского служащего;
гражданский служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов), которая принимает решение в отношении родственника гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданский служащий в соответствии с Порядком уведомляет о возникновении личной заинтересованности Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя.
На период урегулирования конфликта интересов Председатель Счетной палаты вправе не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего (например, вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии на замещение вакантной должности гражданской службы, если один из кандидатов на вакантную должность гражданской службы является его родственником).
3. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной
оплачиваемой работы
3.1. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового (гражданско-правового) договора или служебного контракта в (для) организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Вместе с тем в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя в соответствии с Порядком .
Меры по предотвращению и урегулированию
В соответствии с Порядком уведомления федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты Российской Федерации о выполнении иной оплачиваемой работы, утвержденным приказом Председателя Счетной палаты от 21 мая 2014 г. N 66, гражданские служащие уведомляют Председателя Счетной палаты о намерении выполнять иную оплачиваемую работу по установленной форме согласно приложению N 1 к указанному приказу Председателя Счетной палаты (приложение N 2 к настоящей Памятке - не приводится).
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в (для) организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, уже выполняли или выполняют в ней иную оплачиваемую работу, гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить о наличии личной заинтересованности Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в (для) данной организации.
В случае, если гражданский служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей в отношении организации, в (для) которой он, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют оплачиваемую работу.
ПРИМЕР: Гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы в отделе правового обеспечения и государственных закупок территориального управления Росфиннадзора. Выполнял иную оплачиваемую работу по совместительству в нескольких организациях: в автономном детском образовательном учреждении "Центр развития ребенка" в качестве юрисконсульта и в детском благотворительном фонде в должности директора. О выполнении иной оплачиваемой работы неоднократно уведомлял руководство устно и один раз письменно.
В период выполнения иной оплачиваемой работы получил приказ руководителя, согласно которому ему запрещалось заниматься иной оплачиваемой работой.
В ходе проверки было установлено, что гражданский служащий представил уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы в качестве юриста в центре развития ребенка и в должности директора благотворительного фонда, уже приступив к выполнению работы, что свидетельствует о нарушении установленного законом порядка.
Материалы, касающиеся выявленного нарушения, были направлены в комиссию государственного органа по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов территориального управления Росфиннадзора.
Указанная комиссия, рассмотрев документы, приняла решение рекомендовать представителю нанимателя запретить государственному служащему заниматься иной оплачиваемой работой в качестве директора благотворительного фонда, поскольку благотворительный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд.
Относительно работы гражданского служащего в центре развития ребенка, необходимо учитывать, что территориальное управление Росфиннадзора в отношении указанного учреждения является контролирующим и надзорным органом использования средств федерального бюджета.
С учетом изложенного у гражданского служащего возникает конфликт интересов.
Гражданский служащий обратился в суд с иском к руководителю территориального управления Росфиннадзора о признании приказа незаконным.
Судом в удовлетворении исковых требований гражданского служащего отказано.
3.2. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют оплачиваемую работу в (для) организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом гражданский служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
При направлении Председателю Счетной палаты предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы гражданскому служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение этой работы связано с его должностными обязанностями.
При этом Департаментом государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений рекомендуется гражданскому служащему отказаться от выполнения данной работы.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, которой оказываются платные услуги, родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить о наличии личной заинтересованности Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя.
В ходе рассмотрения обстоятельств выполнения гражданским служащим иной оплачиваемой работы особое внимание рекомендуется уделять фактам, указывающим на возможное использование гражданским служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями гражданского служащего;
гражданский служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, в отношении которой оказываются платные услуги;
организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления, и т.д.
При установлении подобных фактов, свидетельствующих о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов, Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей в отношении организации, которой оказываются платные услуги).
ПРИМЕР: Гражданский служащий назначен на должность заведующего отделом архитектуры и строительства района, главного архитектора района. В его должностные обязанности входили функции по обеспечению разработки градостроительной документации, градостроительный и архитектурный контроль за разработкой и реализацией утвержденных проектных, архитектурно-планировочных решений, а также курирование работы автономного учреждения архитектуры и градостроительства.
Градостроительные планы, разработанные на основании чертежей градостроительных планов, выполненных ООО "СтройПроект" (учредитель - отец гражданского служащего) и ООО "Проект" (учредитель - сын гражданского служащего), согласовывались с гражданским служащим. Под влиянием гражданского служащего, который использовал свое должностное положение, граждане (заказчики услуг) преимущественно стали обращаться в указанные коммерческие структуры, а не в автономное учреждение архитектуры и градостроительства.
Кроме того, гражданский служащий, обладая соответствующими полномочиями, участвовал в деятельности ООО "СтройПроект": в решении кадровых, финансовых и иных вопросов хозяйственной деятельности, распределении прибыли общества и дивидендов.
Гражданский служащий в период прохождения службы не сообщал представителю нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.
Был уволен с государственной гражданской службы за нарушение запретов, связанных с ее прохождением.
Бывший гражданский служащий обратился в суд с иском о восстановлении на службе, однако в удовлетворении его исковых требований судом было отказано.
3.3. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют оплачиваемую работу в (для) организации, которая является материнской или дочерней организацией либо аффилированным лицом организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
При направлении Председателю Счетной палаты уведомления о намерении выполнять иную оплачиваемую работу гражданскому служащему следует полно изложить, каким образом организация, в (для) которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.
При этом Департаментом государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений рекомендуется гражданскому служащему отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских или дочерних организациях и организациях, являющихся аффилированными лицами организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае, если на момент начала выполнения гражданским служащим отдельных функций государственного управления в отношении организации он, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, уже выполняли оплачиваемую работу в материнской или дочерней организации либо в организации, являющейся аффилированным лицом организации, в отношении которой гражданский служащий будет осуществлять отдельные функции государственного управления, гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить о наличии личной заинтересованности Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя.
В случае, если гражданский служащий не отказывается от выполнения иной оплачиваемой работы в материнской или дочерней организации либо в организации, являющейся аффилированным лицом, организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей в отношении данной организации).
3.4. Описание ситуации
Гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить о наличии личной заинтересованности Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя.
В случае, если гражданский служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, Председатель Счетной палаты вправе отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) на период урегулирования конфликта интересов.
3.5. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники и (или) иные лица с которыми он связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности и по возможности отказаться от участия в соответствующем конкурсе в качестве члена единой комиссии по осуществлению закупок.
Гражданского служащего рекомендуется вывести из состава единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на время проведения конкурса, в результатах которого у него есть личная заинтересованность.
4. Конфликт интересов, связанный с владением ценными
бумагами (долями участия, паями в уставном (складочном)
капитале организаций), банковскими вкладами
4.1. Описание ситуации
Гражданский служащий и (или) его родственники владеют ценными бумагами или хотят приобрести ценные бумаги организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам, связанным с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо помнить, что в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Для родственников гражданского служащего ограничений на владение ценными бумагами и приобретение ценных бумаг не установлено. Тем не менее важно понимать, что наличие в собственности у родственников гражданского служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой он может повлиять в ходе исполнения должностных (служебных) обязанностей, также влечет конфликт интересов.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданский служащий, владеющий ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, обязан в соответствии с Порядком уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно влечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть такая передача не всегда может быть признана исчерпывающей мерой. В этой связи гражданским служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае, если родственники гражданского служащего владеют ценными бумагами или хотят приобрести ценные бумаги организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, гражданский служащий обязан уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов гражданскому служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
До принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеют гражданский служащий и (или) его родственники.
ПРИМЕР: Гражданский служащий замещал должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста. При этом он являлся учредителем коммерческой организации, осуществляющей деятельность таможенного брокера на территории Климовского района Брянской области.
В регионе деятельности Брянской таможни через автомобильный пропускной пункт коммерческая организация совершала таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров, в качестве покупателя и в качестве декларанта товаров.
Таким образом, коммерческая организация, учредителем которой являлся гражданский служащий, осуществляла функции таможенного брокера в зоне деятельности таможенного поста, о чем гражданский служащий не мог не знать, что предполагает наличие у него личной заинтересованности и что могло привести к конфликту интересов. Принадлежащую ему 50-процентную долю в коммерческой организации гражданский служащий в доверительное управление не передал.
Уволен с занимаемой должности в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему.
Бывший гражданский служащий обратился в суд с иском к Брянской таможне о восстановлении на службе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Судом в удовлетворении исковых требований отказано.
4.2. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков или иных кредитных организаций, в которых сам гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить о наличии личной заинтересованности Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя.
До принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей в отношении банков или иных кредитных организаций, в которых он, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).
5. Конфликт интересов, связанный с получением подарков
и услуг
5.1. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплата проживания в санаториях, оздоровительных центрах и других организациях здравоохранения, развлечений, отдыха, питания, медицинских и оздоровительных услуг, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ установлен запрет гражданским служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. При этом подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Положение о порядке сообщения лицами, замещающими в Счетной палате Российской Федерации государственные должности Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты Российской Федерации о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачислении средств, вырученных от их реализации, утверждено приказом Председателя Счетной палаты от 1 июля 2015 г. N 57.
Форма уведомления о получении подарка приведена в приложении N 1 к указанному Положению (приложение N 3 к настоящей Памятке - не приводится).
Проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить гражданскому служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей, но вместе с тем получение подарка от заинтересованной организации ставит гражданского служащего в ситуацию конфликта интересов, поскольку полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности гражданского служащего и тем самым нанести ущерб репутации Счетной палаты.
Проверяемая организация может предложить гражданскому служащему воспользоваться оказываемыми данной организацией услугами (например, медицинскими, оздоровительными), что также ставит гражданского служащего в ситуацию конфликта интересов.
То же относится и к подаркам (услугам), получаемым от заинтересованной организации родственниками гражданского служащего. Законодательство Российской Федерации не устанавливает ограничений на получение подарков и иных благ родственниками гражданских служащих. Несмотря на это следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки (услуги) от организаций, в отношении которых он осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения, по следующим причинам.
Если подарок или предоставление услуг связаны с исполнением должностных обязанностей, то в отношении гражданского служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности. При этом учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок или предоставление услуг не связаны с исполнением должностных обязанностей, получение их от заинтересованных физических лиц и организаций тем не менее может нанести ущерб репутации Счетной палаты и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
Факт получения родственниками гражданского служащего подарков (услуг) от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, влечет возникновение конфликта интересов, в связи с чем гражданскому служащему необходимо предложить родственникам вернуть подарок (компенсировать стоимость оказанных услуг). До принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
5.2. Описание ситуации
Гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам и (или) иным лицам, с которыми он связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
Если отношения гражданского служащего с указанными физическими лицами и организациями могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей и высока вероятность возникновения конфликта интересов, Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам и (или) иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
6. Конфликт интересов, связанный с имущественными
обязательствами и судебными разбирательствами
6.1. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам гражданский служащий и (или) его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры по предотвращению и урегулированию
В данном случае гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
До урегулирования имущественного обязательства Председатель Счетной палаты вправе не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей (на период урегулирования конфликта интересов) в отношении организации, перед которой гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, имеют имущественные обязательства.
6.2. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которой являются родственники гражданского служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
6.3. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
До урегулирования имущественного обязательства Председатель Счетной палаты вправе не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей (на период урегулирования конфликта интересов) в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
6.4. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить Председателя Счетной палаты и непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
В случае участия гражданского служащего, его родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления, Председатель Счетной палаты вправе на период урегулирования конфликта интересов не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей в отношении данных физических лиц и организаций.
7. Конфликт интересов, связанный со взаимодействием с бывшим
работодателем и с трудоустройством после увольнения
с государственной службы
7.1. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.
Гражданский служащий, поступивший на государственную службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой гражданский служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в случае осуществления им отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
7.2. Описание ситуации
Гражданский служащий ведет переговоры о трудоустройстве после предполагаемого увольнения с государственной службы в организации, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации гражданскому служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.
В случае, если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
Председатель Счетной палаты вправе не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей (на период урегулирования конфликта интересов) в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.
Гражданский служащий, замещающий в аппарате Счетной палаты должность гражданской службы, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Председателя Счетной палаты от 10 декабря 2014 г. N 150, и планирующий свое увольнение с государственной службы, может подать обращение о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входят в его должностные обязанности, которое подлежит рассмотрению Комиссией Счетной палаты Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в соответствии с положением , утвержденным приказом Председателя Счетной палаты от 28 января 2014 г. N 6.
ПРИМЕР: Гражданский служащий замещал должности государственной гражданской службы в Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Красноярскому краю.
После увольнения из налоговой службы принят на должность главного бухгалтера в ООО "Центр услуг" (далее - Общество). В период работы в налоговой службе отделом под его руководством проводились проверки налоговых деклараций, в том числе налоговой отчетности, представленной Обществом. Также им лично проводились проверки налоговых деклараций Общества с последующим принятием решения о привлечении к налоговой ответственности.
Так как бывший гражданский служащий осуществлял функции государственного управления в отношении Общества, его трудоустройство в указанной организации возможно лишь в случае получения соответствующего разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Перед заключением трудового договора с Обществом бывший гражданский служащий согласия соответствующей комиссии не получал, в связи с чем принят на работу в Общество с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции.
Шарыповским межрайонным прокурором были приняты меры по прекращению трудового договора, заключенного Обществом с бывшим гражданским служащим. Впоследствии он был уволен из данной организации.
Бывший гражданский служащий обратился в суд с требованием о восстановлении трудовых отношений с Обществом.
Судом в удовлетворении требований бывшего гражданского служащего отказано.
8. Ситуации, связанные с явным нарушением
государственным служащим установленных запретов
и неисполнением основных обязанностей
8.1. Описание ситуации
Гражданский служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также от политических партий, других общественных и религиозных объединений.
Меры по предотвращению и урегулированию
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Приказом Председателя Счетной палаты от 25 декабря 2015 г. N 129 утверждено Положение о порядке принятия федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты Российской Федерации и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Счетной палатой Российской Федерации, почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций (далее - Положение).
В ходе обеспечения кадровым подразделением в соответствии с пунктом 9 Положения рассмотрения Председателем Счетной палаты вопроса о предоставлении или непредставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения гражданского служащего, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может вызывать сомнение в его объективности и беспристрастности при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.
8.2. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении мероприятий, проводимых Счетной палатой в отношении организации, руководителями или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Участие гражданского служащего в осуществлении мероприятий, проводимых Счетной палатой в отношении организации, руководителями или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в соответствии с Порядком следует уведомить о наличии личной заинтересованности Председателя Счетной палаты и своего непосредственного руководителя.
Председатель Счетной палаты вправе не допускать гражданского служащего к исполнению должностных обязанностей (на период урегулирования конфликта интересов), отстранив его от участия в осуществлении мероприятий, проводимых Счетной палатой в отношении организации, руководителями или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
8.3. Описание ситуации
Гражданский служащий в ходе проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Гражданский служащий рекомендует проверяемой организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего и (или) иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 3.2 настоящей Памятки. При этом следует отметить, что рекомендации гражданского служащего проверяемым организациям могут быть даны в различной форме, в том числе в устной.
В любом случае, если гражданский служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а рекомендует какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании Комиссии. Несмотря на то что рекомендации гражданского служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками гражданского служащего и (или) иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему при выявлении нарушений законодательства в ходе проводимых Счетной палатой мероприятий следует воздерживаться от рекомендации конкретной организации, которая может быть привлечена для устранения выявленных нарушений.
8.4. Описание ситуации
Гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры по предотвращению и урегулированию
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В ходе обеспечения кадровым подразделением рассмотрения вопроса о предоставлении или непредставлении указанного разрешения уполномоченным лицам рекомендуется оценить, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может вызывать сомнение в его беспристрастности и объективности при исполнении им должностных (служебных) обязанностей, и представить соответствующий доклад Председателю Счетной палаты.
8.5. Описание ситуации
Гражданский служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения должностных (служебных) обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций родственниками гражданского служащего и (или) иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Кроме того, следует соблюдать положения частей 5 и 6 статьи 36 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", согласно которым члены Коллегии Счетной палаты, инспекторы Счетной палаты и иные сотрудники аппарата Счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении на объектах аудита (контроля) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а полученные в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий данные могут использовать только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.
Инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты не вправе разглашать полученную информацию, предавать гласности свои выводы до принятия Коллегией Счетной палаты соответствующего решения.
При поступлении информации о факте использования гражданским служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций родственниками гражданского служащего или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, рассматривается вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой.
При этом учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных (служебных) обязанностей.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется Председателю Счетной палаты для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.