ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ГОРОДСКОМУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ ТРАНСПОРТУ
НА 1999 - 2001 ГОДЫ
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ, и направлено на обеспечение защиты социальных и экономических прав и законных интересов работников городского электрического транспорта, поддержание достаточного уровня их жизни в условиях перехода к рыночным отношениям и обеспечения эффективной работы организаций.
1. Стороны, заключившие Отраслевое тарифное соглашение
Сторонами настоящего Отраслевого тарифного соглашения являются:
от работников - ЦК Общероссийского профсоюза работников местной промышленности и коммунально - бытовых предприятий;
от работодателей - Министерство транспорта Российской Федерации;
участником настоящего Соглашения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
2. Срок действия Соглашения
Соглашение вступает в силу с 1 января 1999 года и действует до 31 декабря 2001 года. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Настоящее Соглашение во взаимной договоренности сторон может быть досрочно аннулировано, изменено и дополнено.
3. Сфера действия Соглашения
Настоящее Соглашение является правовым актом. Нормы Соглашения обязательны для организаций наземного городского электрического транспорта, делегировавших Министерству транспорта Российской Федерации право выступать в качестве представителя работодателя. Соглашение должно быть основой для заключения коллективных договоров в организациях и может быть использовано при заключении отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами и советами профсоюза, организациями городского электрического транспорта и местными органами исполнительной власти.
Соглашение устанавливает минимальные социальные гарантии работникам городского электрического транспорта и не ограничивает права трудовых коллективов в расширении этих гарантий за счет собственных средств предприятия.
4. Обязательства договаривающихся сторон
Договаривающиеся стороны обязуются:
1. Принимать меры к обеспечению работодателями и профсоюзными организациями выполнения установленных данным Соглашением социальных гарантий и льгот работникам, не ограничивая права работодателей в расширении этих гарантий в пределах собственных средств организаций.
2. Сотрудничать на паритетных началах при решении социально - экономических отраслевых проблем и по защите социально - трудовых прав работников.
3. Представлять в Правительство Российской Федерации предложения по решению трудовых и социально - экономических вопросов, учитывающих особенности труда работников организаций городского электрического транспорта.
Стороны договорились:
1. Проводить политику, направленную на повышение доходов работников организаций отрасли, в зависимости от роста эффективности производства и уровня жизни в стране.
2. Рекомендовать работодателям создавать фонды социальной защиты работников. Порядок формирования фондов определяется коллективным договором с соблюдением действующего законодательства.
5. Рабочее время и время отдыха
1. Нормальная продолжительность рабочего времени работников в организации не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, занятых на вредных работах, и других категорий работников в соответствии с действующим законодательством вводится сокращенный режим рабочего времени.
2. Режим рабочего времени устанавливается графиками работы, согласованными с профсоюзными комитетами, с соблюдением баланса рабочего времени за учетный период (суммированный учет и др.). При этом норма рабочего времени при всех режимах труда определяется в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Продолжительность рабочего времени в смену не должна превышать 8 часов.
4. При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочей смены водителя не должна превышать 10 часов, а в отдельных случаях, с согласия водителя и при соблюдении особых требований - 12 часов с учетом подготовительно - заключительного времени и при условии соблюдения нормы рабочих часов за учетный месяц.
5. Не допускается установление продолжительности рабочей смены более 10 часов водителям пенсионного возраста, водителям со стажем вождения трамваев и троллейбусов менее 1 года, а также водителям, часто и длительно болеющим (3 и более раз в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней в году), допущенным медицинскими комиссиями к управлению трамваями и троллейбусами в виде исключения.
6. В каждом календарном году работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех работников предоставляется продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю.
7. Порядок, условия предоставления и продолжительность дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством, сохраняются.
8. Виды дополнительных отпусков сверх предусмотренных действующим законодательством предоставляются за счет средств организации. Все виды дополнительных отпусков и порядок их предоставления оговариваются в коллективном договоре.
6. Оплата труда
1. Минимальная тарифная ставка основных профессионально - квалификационных групп работников городского электротранспорта устанавливается на 1 января 1999 года в размере 604,4 руб. в месяц.
Указанный размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальны тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников при заключении коллективных договоров в организациях.
Минимальный размер тарифной ставки ежеквартально индексируется, исходя из роста сводного индекса потребительских цен в целом по Российской Федерации (без учета товаров и услуг необязательного пользования) за этот период.
2. В соответствии со ст. 80 КЗоТ Российской Федерации вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах.
3. В коллективный договор включаются также условия, предусматривающие:
- ответственность работодателей (руководителей организации) за нарушение сроков и полноты оплаты труда работников;
- установление и соблюдение сроков выплаты заработной платы руководителю одновременно со сроками ее выплаты всем работникам данной организации;
- установление зависимости размеров премий и других поощрительных выплат руководящим работникам организации от состояния дел с выплатой заработной платы;
- в случае задержки выплаты заработной платы - индексирование суммы долга работникам в порядке, определенном коллективным договором.
4. Для определения минимальной гарантии оплаты труда основных профессионально - квалификационных групп работников городского электротранспорта при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работниками трудовых обязанностей (норм труда) рекомендуется применять тарифные ставки и оклады, установленные на основе коэффициентов Единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетных организаций.
5. Тарификация и присвоение квалификационных разрядов и категорий рабочим и служащим производится по Единому тарифно - квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, общеотраслевому и отраслевому квалификационным справочникам должностей руководителей, специалистов и служащих.
6. Стороны пришли к согласию, что организации городского электротранспорта осуществляют:
- доплату за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;
- оплату сверхурочных работ не менее, чем в двойном размере;
- доплату за работу в ночное время всем работникам в размере не менее 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра);
- доплату за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее чем предусмотрено соответствующими нормативными актами;
- доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;
- выплату надбавок к тарифным ставкам водителей трамвая, троллейбуса и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, контактно - кабельных сетей, путевого хозяйства, в размере 24% за условия и интенсивность труда;
- выплату ежемесячных надбавок за классность в процентах от установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя трамвая и троллейбуса время в следующих размерах: водителям 1 класса - 25%, водителям 2 класса - 10%;
- при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек установленные в зависимости от габаритной длины трамвая и троллейбуса разряды оплаты труда водителей (Приложение 1) повышаются на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек - на два разряда;
- выплату заработной платы не реже 2 раз в месяц в сроки, оговоренные в коллективном договоре, в рабочее время. При этом не допускается замена денежных средств долговыми обязательствами, расписками, талонами, купонами или оплата в какой-либо другой форме;
- в организациях, где существует задержка выплаты заработной платы, совместно с представителями профсоюзных органов составляются графики погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации;
- организации самостоятельно вводят стимулы для поощрения за непрерывный стаж работы на данном предприятии, более эффективный труд, многосменный режим работы, за совмещение профессий, работу на устаревшем подвижном составе, на тяжелом профиле пути и другие.
7. Обеспечение занятости
Работодатели городского электрического транспорта обязуются:
1. Извещать работников о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не менее чем за два месяца.
2. Не увольнять работников по инициативе администрации без предварительного согласия профсоюзного комитета, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.
3. При высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата предоставлять преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное статьей 34 КЗоТ Российской Федерации.
4. Осуществлять переквалификацию высвобождаемых работников, обучение их другим профессиям в соответствии с действующим законодательством.
5. Не допускать в действующих организациях массового сокращения (свыше 10 процентов численности) без согласия профсоюзных органов, кроме случаев ликвидации организации.
6. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзным органам или иным представительным органам работников информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, сроке, в течение которого их намечено осуществить.
8. Обеспечение условий и охраны труда
Стороны пришли к соглашению, что:
Министерство транспорта Российской Федерации:
1. В пределах своей компетенции обязуется содействовать пересмотру, обновлению и утверждению в установленном порядке нормативных актов по охране труда, регламентирующих работу городского электрического транспорта.
Работодатели городского электротранспорта:
1. Организуют работу в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. N 5600-1 с учетом изменений и дополнений к ним.
2. Своевременно проводят периодическую аттестацию рабочих мест по условиям труда, принимают конкретные меры по созданию здоровых и безопасных условий труда, устранению выявленных в результате аттестации рабочих мест недостатков с целью доведения условий труда до требований норм и правил по охране труда.
3. Организуют обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременно проводят инструктажи и ежегодную проверку знаний требований правил, норм и инструкций по охране труда.
4. Организуют проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятий.
5. Оплачивают за счет организации услуги медицинских учреждений по обязательному медицинскому осмотру работников.
6. Производят бесплатное обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, моющими и дезинфицирующими средствами и предметами по установленным нормам в соответствии с действующим законодательством на условиях коллективного договора.
7. Предоставляет за счет работодателя бесплатно лечебно - профилактическое питание в дни фактического выполнения работ согласно Перечню производств, профессий и должностей, работа на которых дает право на бесплатное получение лечебно - профилактического питания.
8. При заключении договорных отношений между органами исполнительной власти и организациями городского электрического транспорта на основе расчетных тарифов за транспортные услуги, предусматривают установление соответствующих льгот и компенсаций работникам горэлектротранспорта, работающим на участках с неблагоприятными условиями труда.
9. В случае приостановки или запрещения работ по причине нарушения правил и норм охраны труда сохраняют за работником место работы, должность и средний заработок за все время вынужденного простоя.
10. Не привлекают к дисциплинарной и материальной ответственности работников, отказавшихся выполнять порученную работу по причине реальной угрозы жизни и здоровью.
ЦК профсоюза и профсоюзные комитеты:
1. Организуют на предприятиях горэлектротранспорта общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
2. Оказывают консультативную помощь работникам по вопросам условий и охраны труда, по предоставлению льгот и компенсаций за вредные условия труда, а также при получении травм в результате несчастных случаев, связанных с выполнением трудового процесса.
3. Выходят в государственные органы с предложениями о внесении дополнений и изменений в законодательные и нормативные акты по охране труда.
4. Участвуют в разработке и пересмотре отраслевых норм и правил по охране труда.
5. Способствуют осуществлению мер, направленных на улучшение условий охраны труда и снижение производственного травматизма.
6. Информируют работников о правах и гарантиях в области пенсионного обеспечения, правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии.
9. Социальные льготы, гарантии и компенсации
Работодатели городского электрического транспорта за счет собственных средств:
1. Отчисляют выборным профсоюзным органам денежные средства на организацию и проведение культурно - массовой и физкультурной работы.
2. Обеспечивают содержание санаториев - профилакториев, детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей.
3. В дополнение к государственным минимальным гарантиям, установленным действующим законодательством, оказывают разовую материальную помощь семьям погибших вследствие несчастного случая на производстве и работникам, ставшим инвалидами вследствие несчастного случая или профзаболевания на производстве, в размере не менее годового заработка пострадавшего в соответствии с действующим порядком определения среднего заработка.
4. Производят единовременную выплату работникам при выходе их на пенсию в зависимости от стажа работы на предприятии в следующих размерах:
стаж работы размер выплат (в среднемесячной зарплате) до 10 лет 1,0 от 10 до 15 лет 1,5 свыше 15 лет 2,0.5. Сохраняют за высвобождаемыми работниками очередь на улучшение жилищных условий, возможность пользоваться услугами ведомственных предприятий социальной сферы.
Министерство транспорта Российской Федерации, ЦК Общероссийского профсоюза работников местной промышленности и коммунально - бытовых предприятий рекомендуют включать в коллективные договора организаций городского электрического транспорта следующие положения:
Работодатели городского электрического транспорта за счет собственных средств обеспечивают:
1. Выплату материальной поддержки работникам, которые по состоянию здоровья и с учетом их личной просьбы переводятся на пенсию досрочно до достижения ими пенсионного возраста, в соответствии с действующим законодательством и по решению трудового коллектива.
2. Дополнительную материальную поддержку работников, вышедших на пенсию.
3. Выплату дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам и их иждивенцам сверх установленного законодательством размера.
4. Частичную компенсацию удорожания стоимости питания в рабочих столовых, а также стоимости проезда к месту работы.
5. Возмещение молодым специалистам и работникам социально слабо защищенных категорий расходов по найму жилья, квартплате.
6. Выплату работникам ежегодного пособия на оздоровление в период отпуска.
7. Заключение договоров о дополнительном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; на дополнительное пенсионное страхование; на дополнительное медицинское страхование; при этом условия страхования определяются в коллективных договорах, а профсоюзные комитеты оказывают содействие работодателям в организации страхования работников.
8. Бесплатное содержание в принадлежащих организациям детских дошкольных учреждениях детей работников, в семьях которых средний доход на одного члена семьи не превышает минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации.
9. Выделение путевок в детские дошкольные и оздоровительные лагеря, в первую очередь семьям, имеющим двух и более детей, детей - инвалидов и детям одиноких матерей.
10. Ежемесячную выплату вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа непрерывной работы в данной организации в следующих размерах:
от 1 года до 3 лет 5% в процентах от 3 до 5 лет 10% от месячной от 5 до 10 лет 20% тарифной ставки от 10 до 15 лет 30% (должностного свыше 15 лет 40% оклада).ЦК профсоюза обязуется:
1. Осуществлять защиту социальных гарантий работников в вопросах охраны здоровья и выполнения обязательств, обусловленных Соглашением.
10. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза
Работодатели горэлектротранспорта соглашаются с тем, что:
1. Безотлагательному рассмотрению подлежат представления профсоюзных органов о нарушении администрацией предприятия законодательства о труде и коллективного договора. О результатах сообщается в течение месячного срока.
2. В случаях, предусмотренных законодательством, установление условий и оплаты труда согласовывается с соответствующими профсоюзными органами.
3. Профсоюзным органам на организацию их деятельности предоставляется в бесплатное пользование оборудованное помещение, транспорт, телефоны и др. условия, определяемые коллективными договорами.
4. Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, предоставляется на условиях, предусмотренных коллективным договором, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива и профсоюза, а также на время учебы на краткосрочных курсах, семинарах.
5. Представители профсоюзных организаций имеют право беспрепятственно посещать рабочие места, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав, получения информации по социально - трудовым вопросам выполнения коллективного договора и настоящего Соглашения.
6. При наличии личных письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не состоящих в профсоюзе, ежемесячно бесплатно перечисляются членские профсоюзные взносы из заработной платы на счет профсоюза на условиях и в порядке, предусмотренном коллективным договором.
11. Разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов)
Стороны пришли к договоренности, что в период действия настоящего Отраслевого тарифного соглашения не выдвигаются новые требования и не организуются коллективные действия по вопросам, включенным в него, при условии их выполнения.
В случае возникновения споров по выполнению обязательств последние разрешаются согласно действующему законодательству.
12. Контроль за ходом выполнения соглашения
Контроль за ходом выполнения Отраслевого тарифного соглашения производится отраслевой комиссией (состав комиссии указан в приложении 2) < * > .
< * > Не приводится.
Контрольные функции за выполнением Соглашения на соответствующих уровнях также осуществляют профсоюзные комитеты и работодатели, которые вправе обратиться по существу вопроса в адрес отраслевой комиссии или непосредственно к участникам Соглашения.
Комиссия регулярно, не реже 1 раза в полугодие, рассматривает выполнение Соглашения и о результатах информирует трудовые коллективы.
При нарушении положений Соглашения комиссия в письменной форме делает представление органам (лицам), нарушающим Соглашение.
Текст Отраслевого тарифного соглашения доводится в двухнедельный срок со дня его подписания до каждого предприятия, на работников которого оно распространяется.
Председатель
ЦК Общероссийского
профсоюза работников местной
промышленности и коммунально -
бытовых предприятий
А.Д.ВАСИЛЕВСКИЙ
12 ноября 1998 года
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.П.НАСОНОВ
18 декабря 1998 года
Согласовано
Министерство финансов
Российской Федерации,
Заместитель Министра
Е.В.БУШМИН
19 февраля 1999 года
Настоящее Соглашение не противоречит законодательству Российской Федерации о труде и зарегистрировано. Регистрационный номер N 1408-ММ.
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
М.В.МОСКВИНА
3 марта 1999 года
Приложение 1
к Отраслевому
тарифному соглашению
Водителям трамваев и троллейбусов разряды оплаты труда устанавливаются в зависимости от габаритной длины подвижного состава:
┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ Габаритная длина │ Разряды оплаты труда │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ Трамвай │ │ │ до 20 метров │ 6 разряд │ │ свыше 20 метров │ 7 разряд │ │ │ │ │ Троллейбус │ │ │ до 15 метров │ 6 разряд │ │ свыше 15 метров │ 7 разряд │ └───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘