Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
от 25 января 2021 г.
КАРТА
КОРРУПЦИОННО-ОПАСНЫХ ФУНКЦИЙ, КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
И МЕР ИХ МИНИМИЗАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
N п/п | Коррупционно-опасная функция | Коррупционный риск | Структурное подразделение | Меры минимизации коррупционно-опасных функций, коррупционных рисков | Срок реализации мер |
1 | Осуществление контрольно-надзорной деятельности в соответствии с компетенцией Рособрнадзора (формирование ежегодного плана проведения проверок, проведение плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок, подготовка предложений и принятие соответствующих мер по результатам проведенных проверок, анализ и обобщение результатов контрольно-надзорной деятельности) | Нарушение сроков направления уведомления о проведении плановой проверки; необоснованное включение в план проверок подконтрольного субъекта излишних требований, без наличия основания и условий, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; участие в проведении проверки лиц, не указанных в распоряжении (приказе) о проведении проверки. Использование немотивированных жалоб в целях проведения внеплановой проверки либо умышленное игнорирование мотивированных жалоб в целях принятия решения об отсутствии необходимости проведения проверки в отношении подконтрольного субъекта. Оформление акта проверки с превышением установленных действующим законодательством Российской Федерации сроков проведения проверки. Создание дискриминационных условий для подконтрольных субъектов посредством привлечения их к административной ответственности. Планирование и проведение проверок может осуществляться с учетом личных интересов гражданских служащих, наличие конфликта интересов при формировании плана плановых проверок и комиссии по проверке, сокрытие выявленных нарушений; невключение в ежегодный план проверок или исключение из нее организации, осуществляющей образовательную деятельность, аффилированной с контрольно-надзорным органом или выплачивающей ее служащим незаконное вознаграждение за непроведение проверок; включение организации, осуществляющей образовательную деятельность, в план проверок с целью оказания давления; распространение информации о планируемых мероприятиях до утверждения плана проверок; участие в проведении проверки лиц, не указанных в акте о проверке; требования документов, материалов, не относящихся к проведению проверки | Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации | При проведении плановых и внеплановых выездных и документарных проверок принимаются следующие меры: при подготовке проекта приказа проводится дополнительный контроль за сокращением или увеличением перечня мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки при наличии (отсутствии) оснований для проведения внеплановых проверок проводится проверка возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и гражданскими служащими Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность; - проводится дополнительный контроль при согласовании с прокуратурой субъекта Российской Федерации приказа о проведении внеплановой выездной проверки; - в целях снижения рисков по нарушению сроков направления уведомления о проведении плановой проверки, проводится усиленный контроль за данной процедурой, а также проводится проверка Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, возможной аффилированности между подконтрольным субъектом и гражданскими служащими Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность; - по всем фактам действий (бездействий) подконтрольного субъекта, препятствующих при проведении проверки, составлены соответствующие акты, информация направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; - информация об обязательных требованиях доводится до подконтрольных субъектов на регулярной основе; - проводится контроль в части исключения фактов участия в проведении проверки лиц, не указанных в акте о проверке; - проводится контроль в части исключения фактов превышения сроков проведения проверки; | В течение года |
- проводится контроль в части исключения фактов проведения проверки по вопросам, не относящимся к полномочиям Рособрнадзора, требование документов, материалов, не относящихся к проведению проверки. Еженедельно проводится инструктаж по вопросам обязательного соблюдения требований нормативных правовых актов и анализ результатов проводимых контрольно-надзорных мероприятий на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и полноты выполненных задач. Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ежемесячно проводится совещание с участием гражданских служащих Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в чьи должностные обязанности входит участие в проведении проверки по вопросам возможных коррупционных рисков. При подготовке предложений по принятию в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, административных мер по результатам проведенных проверок Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, руководствуется основаниями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования, положениями Административных регламентов, определяющих сроки и последовательность административных процедур и действий при исполнении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки соответствующих государственных функций. Предложения оформляются внутренними служебными документами с указанием ссылок на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, с приложением копий актов, судебных решений, служебных записок с соответствующими резолюциями, подтверждающих результаты проведенных контрольно-надзорных мероприятий и обоснованность применения предлагаемой административной меры. | |||||
В Управлении надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организована информационно-аналитическая работа с проведением регулярных мероприятий внутри отделов и ежемесячно между отделами по вопросам реализации контрольно-надзорных мероприятий и применения административных мер. Осуществляется работа по формированию плана проверок в строгом соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Формирование состава лиц, уполномоченных на проведение проверок в количестве не менее двух гражданских служащих Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации; проведение совещаний в Управлении оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед проведением проверки. Разработка критериев отбора ОИВ для включения в план проверок | |||||
2 | Предоставление государственной услуги по государственной аккредитации | Взаимодействие с заявителем посредством личной мобильной связи и личного электронного адреса; включение в экспертную группу эксперта по предварительному с ним сговору | Управление государственных услуг | Рандомное автоматизированное формирование экспертной группы посредством ИС ГА; запрет на использование личного мобильного телефона и личного почтового электронного адреса; контроль со стороны непосредственного руководителя (начальника отдела, заместителя начальника Управления, начальника Управления, курирующего заместителя руководителя Рособрнадзора) | В течение года |
3 | Предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности | Взаимодействие с заявителем посредством личной мобильной связи и личного электронного адреса | Управление государственных услуг | Запрет на использование личного мобильного телефона и личного почтового электронного адреса; осуществляется контроль со стороны непосредственного руководителя (начальника отдела, заместителя начальника Управления, начальника Управления, курирующего заместителя руководителя Рособрнадзора). | В течение года |
4 | Предоставление государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве | Взаимодействие с заявителем посредством личной мобильной связи и личного электронного адреса | Управление государственных услуг | Запрет на использование личного мобильного телефона и личного почтового электронного адреса; Контроль со стороны непосредственного руководителя (начальника отдела, заместителя начальника Управления, начальника Управления, курирующего заместителя руководителя Рособрнадзора) | В течение года |
5 | Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации, включая создание государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации | Принятие решения об изменении результатов государственной итоговой аттестации председателем государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации в пользу заинтересованных лиц; отсутствие контроля за ходом проведения экзаменов в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Доступ работников подведомственной организации Рособрнадзора ФГБУ "ФЦТ" к федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и приема), содержащей сведения о результатах государственной итоговой аттестации, к информации ограниченного доступа (КИМ) | Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации | Протоколирование всех заседаний государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии с фиксацией особого мнения членов государственной экзаменационной комиссии и конфликтной комиссии в протоколах; ведение аудиозаписи заседаний конфликтной комиссии; организация просмотра видеозаписей государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Контроль своевременной обработки экзаменационных материалов участников государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, анализ результатов государственной итоговой аттестации; выездной контроль проведения государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации; логирование действий пользователей ФИС ГИА и приема; разграничение полномочий сотрудников ФГБУ "ФЦТ" по определенным функциям; ведение видеонаблюдения в помещениях, в которых осуществляется обработка результатов | В течение года |
6 | Организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ | Доступ работников подведомственных организаций Рособрнадзора ФГБУ "ФЦТ" и ФГБНУ "ФИПИ" к информации ограниченного доступа с целью предоставления указанной информации заинтересованным лицам | Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации | Логирование действий пользователей в закрытом сегменте федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ); регламентация работ, связанных с разработкой КИМ; ведение запрета на использование средств мобильной связи при разработке КИМ; ограничение допуска в организацию, уполномоченную на разработку КИМ | В течение года |
7 | Организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования | Организация проверки и обработки экзаменационных материалов работниками подведомственной организации ФГБУ "ФЦТ" | Управление организации и проведения государственной итоговой аттестации | Автоматизация процессов; логирование действий, связанных с проверкой экзаменационных работ; разграничение полномочий сотрудников ФГБУ "ФЦТ" и ФГБНУ "ФИПИ"; оснащение всех помещений, в которых осуществляется обработка результатов, камерами видеонаблюдения, ограничение допуска в организации | В течение года |
8 | Осуществление функций Заказчика по приемке выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров по государственным контрактам | Приемка результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) не соответствующих требованиям заключенных государственных контрактов | Управление проектной деятельности и информационных технологий | Приемка результатов выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) должна осуществляться Комиссией по приемке результатов выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров по государственным контрактам; осуществление аудио и видеозаписи заседаний Комиссии | В течение года |
9 | Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации | Анализ полученной информации от ОИВ, а также расчет показателей эффективности деятельности ОИВ по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования могут осуществляться с учетом личных интересов гражданских служащих; сокрытие полученной информации; возможность возникновения ситуации конфликта интересов при расчете вышеуказанных показателей | Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации | Усиление внутреннего контроля за гражданскими служащими, осуществляющими расчет показателей эффективности деятельности ОИВ по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования | В течение года |
10 | Внесение в Правительство Российской Федерации предложений об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации | Гражданским служащим в личных интересах может быть скрыта информация об основаниях для внесения в Правительство Российской Федерации предложений об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации | Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации | Исполнение гражданскими служащими Рособрнадзора обязанностей, установленных должностными регламентами; проведение рабочих совещаний по вопросу исполнения гражданскими служащими их служебных обязанностей | В течение года |
11 | Представление в установленном порядке интересов Рособрнадзора в судах и других органах | Умышленное, неправомерное признание (полностью или частично) требований заявителей; необоснованный отказ от исковых требований | Правовое управление совместно со структурными подразделениями Рособрнадзора | Рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действия (бездействия) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и ее должностных лиц на заседаниях рабочей группы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по рассмотрению вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и ее должностных лиц и утверждении ее состава; усиление внутриведомственного контроля за результатами рассмотрения судебных дел | В течение года |
12 | Рассмотрение обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, органов местного самоуправления, образовательных, научных, общественных и иных организаций, общественных объединений и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Рособрнадзора, а также осуществление приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Рособрнадзора | Нарушение сроков рассмотрения обращений граждан и юридических лиц; необоснованное затягивание процесса при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц; решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений | Структурные подразделения Рособрнадзора | Рассмотрение обращений и прием граждан и юридических лиц проводится в установленные законодательством Российской Федерации сроки; использование средств аудиозаписи в местах приема граждан и организаций; усиление внутриведомственного контроля за рассмотрением обращением граждан и юридических лиц, а также принятие мер по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями; регулярно проводятся совещания по работе с обращениями граждан; доводится до сведения гражданских служащих изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования и науки, вырабатываются решения по текущей тематике обращений. Ежеквартально выполняется анализ поступивших обращений. По результатам анализа вырабатываются дополнительные меры и мероприятия в целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации | В течение года |
13 | Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Рособрнадзора | Влияние субъективных факторов (эмоциональное восприятие информации, личная заинтересованность в результатах проведения антикоррупционной экспертизы, иных обстоятельств) на подготовку заключения по результатам антикоррупционной экспертизы | Правовое управление | Выявление и устранение положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; систематическое проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности; аттестация гражданских служащих Рособрнадзора, в чьи должностные обязанности входит проведение антикоррупционной экспертизы, в целях определения соответствия занимаемой должности; прохождение гражданскими служащими Рособрнадзора, в чьи должностные обязанности входит проведение антикоррупционной экспертизы, программ повышения квалификации | В течение года |
14 | Осуществление функций Заказчика по подготовке и проведению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности Рособрнадзора | Ограничение конкуренции при установлении необоснованных преимуществ для отдельных участников закупки; необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены государственного контракта | Управление проектной деятельности и информационных технологий | Проведение антикоррупционной экспертизы проектов технических заданий; мониторинг рынка ценовых предложений государственных контрактов | В течение года |
15 | Осуществление кадровой работы | Прием документов от граждан на участие в конкурсе на включение в кадровый резерв и на участие в конкурсе на замещение вакантных должностей | Управление делами и организации бюджетного процесса | Проведение совещаний по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе с федеральными государственными гражданскими служащими отдела государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Управления делами и организации бюджетного процесса; осуществление приема документов от граждан на участие в конкурсе на включение в кадровый резерв, на участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в помещении для приема граждан, находящемся на первом этаже здания Рособрнадзора | В течение года |
16 | Организация документооборота в Рособрнадзоре | Возможность увеличения (сокращения) сроков исполнения документов по поручениям | Управление делами и организации бюджетного процесса совместно со структурными подразделениями Рособрнадзора | Усиление контроля за сроками исполнения документов; проведение рабочих встреч с ответственными за делопроизводство гражданскими служащими структурных подразделений Рособрнадзора по вопросу соблюдения порядка рассмотрения обращений граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации | В течение года |
17 | Осуществление анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера | Возможность исключения фактов, являющихся основанием для проведения проверки в отношении гражданского служащего Рособрнадзора о полноте и достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера | Управление делами и организации бюджетного процесса | Соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции; прохождение повышения квалификации по программам в области противодействия коррупции | В течение года |
18 | Осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Рособрнадзора и реализацию возложенных на него функций | Нецелевое использование бюджетных средств и несоблюдение сроков порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов) | Управление делами и организации бюджетного процесса | Осуществление постоянного контроля при формировании и представлении (утверждении) сведений (документов), а также разработка приказов и распоряжений для реализации полномочий; разъяснение должностным лицам о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений | В течение года |
19 | Составление, заполнение, предоставление документов, справок, отчетности | Искажение, сокрытие или предоставление заведомо ложных сведений в отчетных формах, а также в выдаваемых справках, документах | Управление делами и организации бюджетного процесса | Система визирования документов ответственными лицами; организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей; разъяснение должностным лицам законодательства Российской Федерации об ответственности за совершение коррупционных правонарушений | В течение года |
20 | Оплата труда | Оплата фактически отработанного сотрудником рабочего времени не в полном объеме; оплата рабочего времени сотруднику в полном объеме в случаях, когда гражданский служащий фактически отсутствовал на рабочем месте | Управление делами и организации бюджетного процесса | Использование средств на оплату труда в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Рособрнадзора; организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей; разъяснение должностным лицам законодательства Российской Федерации об ответственности за коррупционные правонарушения | В течение года |
21 | Осуществление от имени Рособрнадзора функций и полномочий учредителя, находящихся в ведении Рособрнадзора организаций, формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ) подведомственным организациям, доведение средств федерального бюджета подведомственным организациям в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания | Несоблюдение сроков порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов) | Управление делами и организации бюджетного процесса | Доведение средств федерального бюджета подведомственным организациям в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания | В течение года |
22 | Организация формирования и ведения федеральных и государственных информационных систем в соответствии с компетенцией Рособрнадзора | Заполнение информационных систем с учетом личной заинтересованности; внесение недостоверных сведений в информационные системы Рособрнадзора | Структурные подразделения Рособрнадзора | Контроль за соблюдением мер информационной безопасности при работе в информационных системах; контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных | В течение года |
23 | Учет имущества Рособрнадзора, обязательств и хозяйственных операций в Рособрнадзоре | Несвоевременная постановка на регистрационный учет материальных ценностей; умышленно досрочное списание нематериальных активов с регистрационного учета | Управление делами и организации бюджетного процесса | Регулярная инвентаризация материальных ценностей; организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей; разъяснение гражданским служащим законодательства Российской Федерации об ответственности за совершение коррупционных правонарушений | В течение года |
24 | Приемка и выдача материальных ценностей и бланков строгой отчетности | Утрата материальных ценностей; внесение неполной или недостоверной информации в документацию по приемке и выдаче материальных ценностей; умышленно досрочное списание нематериальных активов с регистрационного учета | Управление делами и организации бюджетного процесса | Ведение документации по приемке и выдаче материальных ценностей и бланков строгой отчетности; внесение сведений в реестр федерального имущества; регулярная инвентаризация материальных ценностей | В течение года |
25 | Реализация мероприятий по проведению квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю (надзору) | Квалификация нарушений в экспертных заключениях, несоответствующая положениям нормативных правовых актов | Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность | Проведение квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю. Результаты экзаменов оформляются протоколами. На официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены актуализированные нормативные правовые акты для подготовки граждан, претендующих на аттестацию в качестве эксперта, к квалификационному экзамену. Аттестованным экспертам направляются письма Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность об актуализации сведений, содержащихся в реестре аттестованных экспертов, привлекаемых к мероприятиям по контролю | В течение года |