ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2020 г. N 303-ЭС20-2149
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.06.2019 по делу N А73-2653/2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2019 по тому же делу
по заявлению учреждения к Хабаровскому краевого фонду обязательного медицинского страхования (далее - Хабаровский краевой ФОМС, фонд) о признании недействительными акта проверки от 13.12.2018 N 92, требования от 21.12.2018 N 38 в части предписания в течение 10 дней уплатить неправомерно произведенные расходы за счет средств обязательного медицинского страхования в размере 664 904 рублей 16 копеек, штраф в бюджет фонда в размере 66 490 рублей 42 копеек, а также касательно непредоставления медицинских карт пациентов дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году,
установила:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.06.2019 производство по требованию о признании недействительным акта от 13.12.2018 N 92 прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2019, решение суда в части прекращения производства по делу отменено, отказано в удовлетворении требований учреждения о признании недействительным акта проверки. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм права, ошибочную оценку значимых обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, Хабаровский краевой ФОМС провел в отношении учреждения проверку законности использования средств обязательного медицинского страхования, полученных в периоды 2016, 2017 годов. По ее итогам фонд пришел к выводу о нецелевом использования указанных средств в размере 664 904 рублей 16 копеек, которое выразилось в их расходовании на выплату заработной платы работникам, занимающим штатные должности заведующего отделением - врача-психиатра-нарколога, врача-психиатра-нарколога, социолога по работе с ВИЧ инфицированными пациентами, врача-фтизиатра. Фонд, кроме того, отметил, что учреждение не представило медицинские карты пациентов дневного стационара для проверки доступности, достоверности в обеспечении их лекарственными препаратами в 2016 году.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 13.12.2018 N 92, на их основании учреждению выставлено требование от 21.12.2018 N 38 о возврате в фонд суммы нецелевым образом использованных средств, оплате штрафа за допущенное нарушение.
Признавая акт и требование фонда соответствующими действующему законодательству, суды руководствовались положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1382, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403, территориальными программами обязательного медицинского страхования на 2016, 2017 годы, утвержденными постановлениями Правительства Хабаровского края от 24.12.2015 N 467-пр, от 29.12.2016 N 504-пр.
Суды пришли к выводу, что средства обязательного медицинского страхования могли быть направлены учреждением на финансовое обеспечение медицинской помощи при заболеваниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в территориальную программу обязательного медицинского страхования Хабаровского края.
Однако в данные программы не включены заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), при которых предполагается непосредственное участие врача-нарколога-психиатра, врача-фтизиатра. Финансирование медицинской помощи при данных заболеваниях осуществляется за счет средств бюджета Хабаровского края, предусматриваемых на соответствующие цели.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды нашли, что участие врача-психиатра-нарколога, врача-фтизиатра, социолога по работе с ВИЧ-инфицированными в оказании учреждением медицинской помощи по иным направлениям, включенным в базовую, территориальную программы обязательного медицинского страхования не подтверждено.
Кроме того, по смыслу положений статей 15, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства обязательного медицинского страхования учреждение получает за медицинские услуги, оказанные в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае от 29.12.2015 N 14, от 28.12.2016 N 14, от 28.12.2017 N 12 учреждению установлены объемы медицинской помощи по лабораторной диагностике: обследование беременных женщин на маркеры вирусных гепатитов, лабораторная ПЦР-диагностика и ИФА-диагностика.
Средства обязательного медицинского страхования подлежали направлению на обеспечение затрат, прямо участвующих в оказании данных медицинских услуг либо же необходимых для общей организации деятельности учреждения. Обстоятельств участия врача-психиатра-нарколога, врача-фтизиатра, социолога в общей деятельности учреждения с целью отнесения к общеорганизационным расходам расходов на выплату им заработной платы не установлено.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права, сформулированы при полном и всестороннем исследовании существенных обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую квалификацию.
Доводы кассационной жалобы учреждения по существу, подразумевают несогласие с выводами судов относительно обстоятельств дела, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Оснований для отмены либо изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА