ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2023 г. N 307-ЭС22-29274
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сланцы" (г. Сланцы Ленинградской области) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2022 по делу N А56-76483/2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЛАНЦЫ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (далее - Комитет) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 02.06.2020 N 1993р аренды земельного участка в части установления размер арендной платы исходя из ставки 1,6% кадастровой стоимости земельного участка.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 03.04.2022 урегулировать разногласия, изложив пункт 2.1 договора в редакции Общества: "Арендатор уплачивает арендную плату за предоставленный земельный участок в размере 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка. Размер годовой арендной платы составляет: с 26.12.2019 по 31.12.2019 - 183 816 руб. 35 коп.; с 01.01.2020 по 31.12.2020 - 11 182 161 руб. 00 коп.; с 01.01.2021 по 10.08.2021 - 6 801 204 руб. 77 коп.; с 11.08.2021 по 31.12.2021 - 4 348 503 руб. 44 коп.; с 01.01.2022 по 31.12.2022 - 11 099 326 руб. 95 коп. Место исполнения обязательства по внесению арендной платы определяется местом нахождения "Арендодателя" - город Сланцы Ленинградской области".
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.06.2022, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2022, отменил решение и изложил пункт 2.1 договора в редакции Комитета, указанной в дополнительном соглашении арендодателя от 14.03.2022: "2.1 Арендатор вносит арендную плату за предоставленный земельный участок. Размер годовой арендной платы с 26.12.2019 по 31.12.2019 составляет 627 065 руб. 81 коп.; с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 39 290 897 руб. 92 коп.; с 01.01.2021 по 31.12.2021 составляет 40 626 412 руб., 98 коп. и с 01.01.2022 по 31.12.2022 составляет 42 060 550 руб. 83 коп. Расчет арендной платы определен в приложениях дополнительного соглашения от 14.03.2022, которое является неотъемлемой частью договора. Место исполнения обязательства по внесению арендной платы определяется местом нахождения "Арендодателя" - город Сланцы Ленинградской области".
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке постановления судов апелляционной и кассационной инстанций.
Дело 15.02.2023 истребовано из Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы истребованного дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов истребованного дела и установлено судами, администрация муниципального образования "Сланцевский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Администрация) 29.10.2013 прекратила право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Завод "Сланцы" (далее - Завод) земельным участком с кадастровым номером 47:28:0301036:18 площадью 1 179 314 кв. м и передала его Заводу (арендатор) по договору аренды от 29.10.2013 N 1008р под территорию завода, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Сланцы, Заводская ул., д. 1.
В соответствии с расчетом к названному договору размер годовой арендной платы за земельный участок составлял 2% кадастровой стоимости участка.
Согласно кадастровой выписке от 17.04.2013 на земельном участке расположены 92 объекта недвижимости, принадлежащие на праве собственности Заводу.
Дополнительным соглашением от 26.01.2015 N 1 срок действия договора продлен до 26.12.2019 и произведена замена арендодателя на Комитет.
В ходе проведения процедуры банкротства Завода проведены торги, по результатам которых на основании договора от 20.02.2016 N 81 купли-продажи в собственность Общества передано имущество, составляющее единый производственно-имущественный комплекс Завода.
Одновременно Завод на основании договора от 20.02.2016 N 85 передал Обществу права и обязанности по договору аренды N 1008р.
Таким образом, в результате перехода права собственности на объекты, расположенные на земельном участке, арендуемом по договору N 1008р, с 28.03.2016 - момента подписания акта приема-передачи по договору N 85 арендатором земельного участка стало Общество.
Завод 31.03.2016 направил Комитету уведомление о заключении договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
В связи с окончанием срока действия договора N 1008р сторонами велись переговоры по заключению договора аренды на новый срок.
Комитет в июне 2020 года направил Обществу проект договора от 02.06.2020 N 1993р о долгосрочной аренде земельного участка площадью 1 179 314 кв. м с кадастровым номером 47:28:0301036:18 с разрешенным использованием под территорию завода сроком до 02.06.2069.
Комитет определил размер годовой арендной платы с применением коэффициента разрешенного использования 3,00 (пункт 7.11 приложения к приказу Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 11.01.2016 N 2 "Об установлении коэффициента разрешенного использования земельного участка"), что на 2020 год составило 58 936 346 руб. 87 коп.
Общество, не согласившись с данной редакцией, направило арендодателю протокол разногласий, в части расчета арендной платы, в котором указало на следующее: в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" годовой размер арендной платы должен быть установлен в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка; Общество одновременно с приобретением права собственности на объекты недвижимости в соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) приобрело права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости (право аренды); поэтому при заключении договора аренды земельного участка на новый срок подлежит сохранению порядок определения платы - исходя из 2% кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку стороны не пришли к соглашению, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В процессе рассмотрения спора истец уточнил требования в части определения размера арендной платы и сослался на следующее: спорный земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, используется Обществом в соответствии с основным видом его деятельности - в целях осуществления деятельности по производству электроэнергии и тепловой энергии тепловыми станциями, в том числе по обеспечению работоспособности тепловой электроцентрали (ТЭЦ), поэтому плата за пользование этим участком подлежит определению в соответствии с установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ N 347) ставкой в размере 1,6% его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 309, 310, 424, 446, 606, 614 ГК РФ, статью 39.7 ЗК РФ, Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы, утвержденные постановлением N 582) и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 582), Приказ N 347, урегулировал разногласия, возникшие у сторон при заключении договора аренды земельного участка, признав обоснованной позицию Общества.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и изложил условие о размере арендной платы в редакции Комитета, который определил плату в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (далее - Постановление N 520) по приведенной в данном постановлении формуле с применением коэффициента разрешенного использования 3,00.
Апелляционный суд исходил из следующего: спорный земельный участок предоставлен в аренду под территорию завода, а расположенная на нем ТЭЦ с пристройками является вспомогательным объектом этого завода (занимает менее 2% от общей площади участка); Общество не доказало, что 226 иных объектов, находящихся на этом участке, составляют единый технологический комплекс с ТЭЦ; выработанная данной ТЭЦ тепловая энергия используется Обществом для снабжения своих объектов и только излишки продаются другим организациям; поскольку участок используется арендатором также для иных видов деятельности, не имеется оснований для применения при расчете арендной платы Правил, утвержденных постановлением N 582, и Приказа N 347.
Суд кассационной инстанции признал правильными выводы суда апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество указывает в том числе следующее.
Плата за публичные земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, является регулируемой и в соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Общество обращает внимание на то, что основным видом его деятельности является производство электрической и тепловой энергии с помощью спорной ТЭЦ, обеспечивающей выработку тепловой энергии, которая продается единой теплоснабжающей организации муниципального образования "Сланцевское городское поселение" (закрытому акционерному обществу "НеваЭнергия") для последующей поставки населению.
Для арендатора деятельность по производству электроэнергии и тепловой энергии является регулируемой, что подтверждается приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.12.2018 N 563-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии и теплоноситель, поставляемые обществом с ограниченной ответственностью "Сланцы" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов" с последующими его изменениями.
Приказом N 347 утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного (занятого) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Данные ставки установлены с учетом принципов запрета необоснованных предпочтений и экономической обоснованности, согласно которым арендная плата за публичные земельные участки, расположенные в одной местности, отнесенные к одной категории и предназначенные для одних и тех же видов деятельности, которая к тому же регулируется государственными тарифами, не должна различаться.
Общество полагает ошибочными, противоречащими материалам дела выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что Общество продает только излишки выработанной тепловой энергии (в материалы дела представлены документы, отражающие выручку Общество, согласно которым основным его доходом является продажа энергии потребителям муниципального образования) и что ТЭЦ занимает менее 2% от общей площади спорного участка. Суды не учли, что большинство расположенных на участке объектов прямо или косвенно связаны с выработкой энергии.
Заявитель также указывает, что на спорном земельном участке помимо ТЭЦ (как установлено решением Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга от 14.03.2022) находится федеральное имущество (сооружения гражданской обороны), поэтому при определении арендной платы за данный участок должен применяться порядок, установленный для участков, находящихся в федеральной собственности.
По мнению подателя жалобы, расчет арендной платы за указанный земельный участок, основанный на Постановлении N 520, в нарушение требований земельного законодательства, Основных принципов, утвержденных постановлением N 582, в несколько раз превышает как размер предельной ставки арендной платы для Ленинградской области, установленной для земельных участков, находящихся в федеральной собственности по правилам Приказа N 347, так и размер, установленный ранее действовавшим договором аренды - 2% кадастровой стоимости.
Приведенные в жалобе Обществом доводы о существенном нарушении судами апелляционной и кассационной инстанций, норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сланцы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2022 по делу N А56-76483/2020 передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 15 июня 2023 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
И.Л.ГРАЧЕВА