ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2018 г. N 18-КГ18-178
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2018 г. гражданское дело по иску Казанчиди Елены Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края о возложении обязанности зачесть период трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и о возобновлении выплаты страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Казанчиди Елены Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2018 г., которым отменено решение Абинского районного суда Краснодарского края от 9 октября 2017 г. об удовлетворении исковых требований Казанчиди Е.Н. и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Казанчиди Е.Н. по доверенности Едигарова А.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Казанчиди Елена Николаевна 8 сентября 2017 г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края (далее также - ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края, пенсионный орган) и, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила возложить на пенсионный орган обязанность зачесть период ее работы с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя географии в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N < ... > (с 1 января 2011 г. наименование - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N < ... > муниципального образования Абинский район, далее также - МБОУ СОШ N < ... > МО Абинский район, школа) в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признать за ней право на досрочное получение страховой пенсии по старости с 18 ноября 2014 г. (с даты первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии) и возобновить выплату указанной пенсии с 1 марта 2017 г.
В обоснование заявленных требований Казанчиди Е.Н. ссылалась на то, что 1 марта 2017 г. она обратилась в ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края от 14 августа 2017 г. N 697/834332/14 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В специальный стаж Казанчиди Е.Н. пенсионный орган не засчитал период ее работы с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ СОШ N < ... > МО Абинский район на 0,5 ставки и учителя географии в этой же школе с нагрузкой преподавательской работы 18 часов в неделю, поскольку она не выполняла норму рабочего времени по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. При этом, по мнению пенсионного органа, осуществление Казанчиди Е.Н. педагогической деятельности в указанный период в должности учителя географии правового значения не имеет.
Казанчиди Е.Н. считает решение ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края от 14 августа 2017 г. N 697/834332/14 об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости незаконным, так как на момент обращения в пенсионный орган за досрочным назначением страховой пенсии по старости у нее имелся необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей и в спорный период времени объем ее основной педагогической работы (нагрузки) в должности учителя географии составлял необходимую норму часов на 1 ставку преподавателя (18 часов в неделю), что свидетельствует о наличии оснований для включения данного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края в заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований Казанчиди Е.Н.
Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 9 октября 2017 г. исковые требования Казанчиди Е.Н. удовлетворены. Суд признал за Казанчиди Е.Н. право на досрочное получение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18 ноября 2014 г., обязал пенсионный орган зачесть Казанчиди Е.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период ее работы с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя географии в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N < ... > муниципального образования Абинский район, а также возобновить Казанчиди Е.Н. выплату страховой пенсии по старости с 1 марта 2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2018 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Казанчиди Е.Н.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Казанчиди Е.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2018 г., как незаконного, и оставления в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 29 июня 2018 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 1 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края, от начальника ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края Рожкова М.А. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя пенсионного органа. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Казанчиди Е.Н. с 1 сентября 1984 г. по 25 июня 1988 г. обучалась в Краснодарском педагогическом училище, с 15 августа 1988 г. по 31 августа 2004 г. она работала учителем начальных классов в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N < ... > г. Абинска (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с 21 февраля 2000 г. по 21 мая 2001 г.). В 1995 году Казанчиди Е.Н. окончила Кубанский государственный университет, ей присвоена квалификация "географ, преподаватель". Приказом от 10 сентября 2004 г. N 3-к Казанчиди Е.Н. назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки в том же образовательном учреждении с оставлением в должности учителя географии с нагрузкой 18 часов в неделю учебной (преподавательской) работы. С 1 октября 2011 г. по 30 сентября 2016 г. Казанчиди Е.Н. работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ СОШ N < ... > МО Абинский район.
18 ноября 2014 г. Казанчиди Е.Н. обратилась в ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста), и такая пенсия ей была назначена с 18 ноября 2014 г.
16 февраля 2017 г. Казанчиди Е.Н. обратилась в ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края с заявлением об отказе от досрочно назначенной трудовой пенсии по старости с целью дальнейшего обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с учетом дополнительно приобретенного по состоянию на 2017 год специального страхового стажа.
Пенсионным органом выплата пенсии Казанчиди Е.Н. прекращена с 1 марта 2017 г.
1 марта 2017 г. Казанчиди Е.Н. вновь подала в пенсионный орган заявление о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края от 14 августа 2017 г. ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа - 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Из специального стажа пенсионный орган исключил период работы Казанчиди Е.Н. с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N < ... > муниципального образования Абинский район на 0,5 ставки и учителя географии в этой же школе с нагрузкой преподавательской работы 18 часов в неделю, поскольку она не выполняла норму рабочего времени по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. При этом, по мнению пенсионного органа, осуществление Казанчиди Е.Н. педагогической деятельности в указанный период в должности учителя географии правового значения не имеет.
Из представленных в материалы дела тарификационных списков учителей и других работников муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N < ... > муниципального образования Абинский район, а также справки школы от 6 октября 2017 г. N 61 следует, что Казанчиди Е.Н. с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. занимала штатную должность учителя географии в названном учреждении и выполняла норму часов преподавательской работы: в 2004 году - 18 часов в неделю за 1 ставку заработной платы, в 2005 году - 22,5 часов в неделю за 1,25 ставки заработной платы, в 2006 году - 20 часов в неделю за 1,11 ставки заработной платы, в 2007 году - 22,3 часа в неделю за 1,25 ставки заработной платы, в 2008 году - 21,5 часа в неделю за 1,20 ставки заработной платы, в 2009 году - 23 часа в неделю за 1,27 ставки заработной платы, в 2010 году - 19 часов в неделю за 1,05 ставки заработной платы, в 2011 году - 23 часа в неделю за 1,27 ставки заработной платы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Казанчиди Е.Н. о признании за ней права на досрочное получение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18 ноября 2014 г., об обязании пенсионного органа зачесть Казанчиди Е.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", период ее работы с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя географии в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N < ... > муниципального образования Абинский район, а также возобновить Казанчиди Е.Н. выплату страховой пенсии по старости с 1 марта 2017 г., суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период она осуществляла основную трудовую деятельность в должности учителя географии в общеобразовательном учреждении - школе, продолжительность ее рабочего времени в этот период соответствовала установленной норме часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (18 часов в неделю), то есть выполняла работу, засчитываемую при действующем правовом регулировании спорных отношений в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Принимая во внимание, что с учетом спорного периода работы Казанчиди Е.Н. на момент первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (18 ноября 2014 г.) более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, суд первой инстанции признал за ней право на получение досрочной пенсии по старости с 18 ноября 2014 г., а также право на возобновление выплаты этой пенсии с 1 марта 2017 г.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 9 октября 2017 г., не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ГУ - УПФР в Абинском районе Краснодарского края обязанности включить Казанчиди Е.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период ее работы в МБОУ СОШ N < ... > МО Абинский район с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г.
Сославшись на положения Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, подпункта "б" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных этим же постановлением Правительства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагал, что спорный период трудовой деятельности истца не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Осуществление истцом преподавательской деятельности в должности учителя географии с учебной нагрузкой 18 часов в неделю, по мнению суда апелляционной инстанции, не влечет за собой юридических последствий, влияющих на право досрочного пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191; действовало в спорный период работы истца с 1 сентября 2004 г. по 3 августа 2011 г., утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Суд первой инстанции правильно применил нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и, учитывая, что с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. Казанчиди Е.Н. в соответствии с трудовым договором занимала штатную должность учителя географии в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе N < ... > муниципального образования Абинский район и выполняла норму часов преподавательской работы (не менее 18 часов в неделю) за ставку заработной платы, то есть она работала в должности и учреждении, поименованных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, сделал основанный на этих правовых нормах вывод о наличии оснований для включения указанного периода трудовой деятельности Казанчиди Е.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и делая вывод о том, что период трудовой деятельности истца с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не применил подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права в их взаимосвязи и не учел, что в указанный период Казанчиди Е.Н. также работала учителем географии в МБОУ СОШ N < ... > МО Абинский район (в должности и в учреждении, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781), ею выполнялась норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, что в соответствии с пунктом 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 является самостоятельным основанием для зачета данного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что работа Казанчиди Е.Н. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ N < ... > МО Абинский район на 0,5 ставки являлась для нее дополнительной, выполняемой наряду с основной работой в должности учителя географии в этой же школе.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что осуществление Казанчиди Е.Н. преподавательской деятельности с 1 сентября 2004 г. по 30 сентября 2011 г. в должности учителя географии в МБОУ СОШ N < ... > МО Абинский район с преподавательской нагрузкой 18 часов в неделю не влечет за собой юридических последствий, влияющих на право досрочного пенсионного обеспечения, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. У суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Следовательно, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2018 г. нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для его отмены и оставления в силе решения суда первой инстанции, правильно разрешившего спор.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 января 2018 г. отменить, оставить в силе решение Абинского районного суда Краснодарского края от 9 октября 2017 г.