ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2020 г. N 18-КГ20-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2020 г. кассационную жалобу Шеверова Евгения Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2018 г.
по делу N 2-3380/2018 Октябрьского районного суда г. Краснодара по иску государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" к Шеверову Евгению Михайловичу о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" (далее - ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар", учреждение, истец) 27 августа 2018 г. обратилось в суд с иском к Шеверову Евгению Михайловичу о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг, об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в размере 75% в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Шеверов Е.М., < ... > года рождения, на основании путевки, выданной департаментом социальной защиты населения Краснодарского края от 18 июля 2001 г., поступил 7 июня 2005 г. для проживания в ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар".
12 января 2015 г. между ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" в лице директора Кормилова А.Ю. и Шеверовым Е.М. заключен договор о предоставлении социальных услуг N 73, по условиям которого учреждение обязалось оказывать социальные услуги Шеверову Е.М. на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Шеверов Е.М. - оплачивать указанные услуги в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Шеверов Е.М. является инвалидом и получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ежемесячная денежная выплата).
В соответствии с пунктом 3.1 договора о предоставлении социальных услуг от 1 января 2015 г. стоимость услуг, предусмотренных договором, составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Ссылаясь на то, что в силу пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются в том числе ежемесячная денежная выплата, и указывая, что Шеверов Е.М. в нарушение договора о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г. отказывается оплачивать социальные услуги с учетом 75 процентов ежемесячной денежной выплаты, и не подает в пенсионный орган в добровольном порядке заявление о ежемесячном перечислении на расчетный счет учреждения социального обслуживания 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых ему социальных услуг, ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Истец просил суд обязать Шеверова Е.М. на основании договора от 12 января 2015 г. ежемесячно перечислять 75 процентов от ежемесячной денежной выплаты на счет ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" через территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ответчик Шеверов Е.М. исковые требования в суде не признал.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 1 октября 2018 г. в удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2018 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым суд апелляционной инстанции обязал Шеверова Е.М. ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75% от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" через Управление Пенсионного фонда Российской Федерации.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Шеверова Е.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2018 г., как незаконного.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. Шеверову Е.М. восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 30 декабря 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 26 февраля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, истец ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" сведений о причинах неявки не представил. Ответчик Шеверов Е.М. и представитель третьего лица по делу - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шеверов Е.М., < ... > года рождения, является инвалидом и ему через Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края производится ежемесячная денежная выплата в размере 3 626,98 руб. как инвалиду в порядке статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На основании путевки от 18 июля 2001 г., выданной департаментом социальной защиты населения Краснодарского края, Шеверов Е.М. с 7 июня 2005 г. находится на стационарном обслуживании в ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар", которое согласно уставу ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" является стационарным учреждением социального обслуживания населения в государственной системе органов социальной защиты населения Краснодарского края.
12 января 2015 г. между ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" в лице директора Кормилова А.Ю. и Шеверовым Е.М. заключен договор о предоставлении социальных услуг.
Согласно условиям этого договора ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" приняло на себя обязательства оказывать Шеверову Е.М. социальные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Шеверов Е.М. - оплачивать эти услуги за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.
Пунктом 3.1 данного договора также предусмотрено, что стоимость предоставления Шеверову Е.М. социальных услуг составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
В Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края с заявлением о ежемесячном перечислении на счет ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" 75 процентов от установленного размера ежемесячной денежной выплаты Шеверов Е.М. не обращался.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" о понуждении Шеверова Е.М. к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", действовавшими на момент возникновения спорных отношений, а также нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г., Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075.
Суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию для граждан, являвшихся получателями социальных услуг в рамках социального обслуживания до 1 января 2015 г., предусмотрены переходные положения, которыми предписано условие, о том, что при установлении с 1 января 2015 г. поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера оплаты за предоставление таких услуг, размер оплаты не может превышать размер, который был установлен для граждан - получателей социальных услуг на 31 декабря 2014 г., а также установление нового размера оплаты социальных услуг по социальному обслуживанию не может ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для граждан по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Установив, что Шеверов Е.М. проживал в ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" с 7 июня 2005 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на Шеверова Е.М. обязанности перечислять на основании договора о предоставлении социальных услуг от 1 января 2015 г. на расчетный счет ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" 75% ежемесячной денежной выплаты, назначенной ему как инвалиду.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар", суд апелляционной инстанции полагал, что при расчете среднедушевого дохода должны учитываться все выплаты, полученные Шеверовым Е.М. в денежной форме, в том числе получаемая ответчиком как инвалидом ежемесячная денежная выплата. Суд апелляционной инстанции указал, что Шеверов Е.М., добровольно заключив 12 января 2015 г. договор о предоставлении социальных услуг, не в полном объеме исполняет его условия в части оплаты таких услуг, не подает в территориальный пенсионный орган соответствующее заявление, чем допускает односторонний отказ от исполнения обязательства, следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации имеются основания для возложения на Шеверова Е.М. обязанности ежемесячно перечислять 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых ему социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в пользу ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Как установлено судом и на это обстоятельство ссылается Шеверов Е.М. в кассационной жалобе, он поступил на стационарное обслуживание в ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" 7 июня 2005 г.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Шеверова Е.М. в учреждение социального обслуживания (2005 год) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 г. N 237 "Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края".
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. N 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края" (с введением с 1 января 2015 г. в действие этого закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края"), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 г. N 981.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.
Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 г.); размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г.; наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 г.; наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Обращаясь в суд с иском о возложении на Шеверова Е.М. обязанности перечислять на счет ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" 75% ежемесячной денежной выплаты, истец в обоснование исковых требований ссылался на то, что ответчик не исполняет условия заключенного с ним 1 января 2015 г. договора о предоставлении социальных услуг.
Суд первой инстанции, установив в соответствии к положениям части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, что между ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" (поставщиком социальных услуг) и Шеверовым Е.М. (получателем социальных услуг) правоотношения по предоставлению социальных услуг возникли до 1 января 2015 г., то есть на момент введения нового правового регулирования такие отношения являлись длящимися, и приняв во внимание условие названной нормы о недопустимости превышения размера оплаты за предоставление социальных услуг, установленного для граждан - получателей социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г., при установлении с 1 января 2015 г. нового размера такой оплаты, пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания Шеверова Е.М. перечислять на основании договора о предоставлении социальных услуг от 1 января 2015 г. в пользу истца 75% ежемесячной денежной выплаты, получаемой им как инвалидом.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар" к Шеверову Е.М. об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг, суд апелляционной инстанции сослался на то, что Шеверов Е.М. подписал договор о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г. и до настоящего времени условия договора в части оплаты таких услуг не исполняет.
Между тем суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора переходные положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 2 статьи 35 данного закона) не применил, и не учел, что согласно путевке на поступление Шеверова Е.М. для проживания в ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар", датированной 18 июля 2001 г., отношения по предоставлению социальных услуг между сторонами по делу возникли задолго до 12 января 2015 г. (даты, указанной в договоре о предоставлении социальных услуг, из условий которого исходил суд апелляционной инстанции при принятии решения об удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар"), вследствие этого суд апелляционной инстанции пришел к неправильному выводу о возложении на Шеверова Е.М. обязанности ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75% от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО Краснодарского края "Геронтологический центр "Екатеринодар". Такой вывод суда не соответствует подлежащим применению к спорным отношениям нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела судом первой инстанции обстоятельствам и, следовательно, является неправомерным.
Ввиду изложенного, апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Шеверова Е.М., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего настоящий спор в соответствии с нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2018 г. по делу N 2-3380/2018 Октябрьского районного суда г. Краснодара отменить.
Оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 1 октября 2018 г.