ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2019 г. N 43-КГ19-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2019 г. кассационную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики Варшавского А.Э. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 7 марта 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июня 2018 г.
по делу N 2-812/18 Индустриального районного суда г. Ижевска по иску Клементьевой Веры Петровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о признании решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, произвести выплату данного обеспечения за период с 15 августа по 30 сентября 2017 г. в размере 19 425, 71 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики Гущиной Д.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Клементьевой В.П. по доверенности Шенделовой Е.Г.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Клементьева В.П. 8 декабря 2017 г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, пенсионный орган) о признании решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, произвести выплату данного обеспечения за период с 15 августа по 30 сентября 2017 г. в размере 19 425,71 руб.
В обоснование заявленных требований Клементьева В.П. указала, что более 43 лет проработала на государственном предприятии "Ижевский механический завод", на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 177 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1996 года в области науки и техники" является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и постановку на серийное производство гаммы моделей гражданского и служебного оружия, что, по ее мнению, дает право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". Однако решением УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 6 октября 2017 г. N 736/01-06 ей было отказано в назначении указанного дополнительного ежемесячного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премии Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законодательством не предусмотрено.
Клементьева В.П. считает решение пенсионного органа об отказе в назначении ей дополнительного материального обеспечения незаконным и, ссылаясь в том числе на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 "Об утверждении перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации", просила суд признать незаконным решение УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 6 октября 2017 г. N 736/01-06 об отказе в назначении ей дополнительного материального обеспечения, обязать пенсионный орган назначить ей указанную выплату с момента выхода на пенсию и прекращения трудовой деятельности, произвести выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией за период с 15 августа по 20 сентября 2017 г. в размере 19 425,71 руб.
Представитель УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в суде иск не признал.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 7 марта 2018 г. иск удовлетворен. Суд признал незаконным решение УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 6 октября 2017 г. N 736/01-06 об отказе Клементьевой В.П. в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией". На УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики возложена обязанность назначить Клементьевой В.П. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" с 15 августа 2017 г. и произвести выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения за период с 15 августа по 30 сентября 2017 г. в размере 19 425,71 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июня 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики Варшавский А.Э. просит отменить принятые по делу судебные постановления, как незаконные.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. в передаче кассационной жалобы начальника УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики Варшавского А.Э. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 29 августа 2019 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. отменено, кассационная жалоба начальника УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики Варшавского А.Э. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Клементьевой В.П., 28 марта 1951 года рождения, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 177 "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1996 года в области науки и техники" присуждена премия Правительства Российской Федерации 1996 года в области науки и техники за разработку и постановку на серийное производство < ... > , и ей вручен диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации.
С 2006 года Клементьева В.П. является получателем пенсии по старости.
15 августа 2017 г. Клементьева В.П. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением Отдела Пенсионного фонда России в Первомайском районе Управления Пенсионного фонда России в г. Ижевске Удмуртской Республики от 17 августа 2017 г. N 1 Клементьевой В.П. была назначена ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" бессрочно с 15 августа 2017 г. в размере 16 613,03 руб.
Решением Отдела Пенсионного фонда России в Первомайском районе Управления Пенсионного фонда России в г. Ижевске Удмуртской Республики от 21 сентября 2017 г. N 1 Клементьевой В.П. с 1 октября 2017 г. прекращена выплата ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" ввиду несоответствия наименования награды.
Решением УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 6 октября 2017 г. N 736/01-06 от 6 октября 2017 г. Клементьевой В.П. отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" по мотиву того, что лауреаты премий Правительства Российской Федерации не поименованы в числе лиц, имеющих право на данный вид обеспечения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Клементьевой В.П. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Клементьевой В.П. дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией с выплатой указанного вида обеспечения за период с 15 августа по 30 сентября 2017 г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отказа в назначении Клементьевой В.П. дополнительного материального обеспечения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" у пенсионного органа не имелось, поскольку Клементьевой В.П. при обращении в пенсионный орган 15 августа 2017 года были представлены все необходимые документы согласно Перечню, установленному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 (действовало до 9 мая 2018 г.), подтверждающие ее право на получение указанной выплаты. При этом суд исходил из того, что истец является лауреатом государственной премии, так как ей присвоено звание лауреат премии Правительства Российской Федерации 1996 года в области науки и техники.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно сославшись на телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, в которой указано, что из числа лауреатов соответствующих премий право на дополнительное материальное обеспечение имеют в том числе лауреаты 13 премий Правительства Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
1. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1761-О.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
2. Распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп "О государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники", действовавшим на дату награждения Клементьевой В.П. премией Правительства Российской Федерации, постановлено учредить на 1992 год 18, а с 1993 года 20 ежегодных Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники размером 100 тысяч рублей каждая в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение научно исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Этим же распоряжением утверждено Положение о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники (утратило силу с 1 января 2005 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры", которым было утверждено новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства).
Пунктом 1 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп, было определено, что государственные премии Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно: за значительный вклад в развитие естественных, гуманитарных и технических наук, соответствующий уровню передовых достижений в мире и способствующий решению проблем развития регионов и отраслей народного хозяйства Российской Федерации; за разработку и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и техники, прогрессивных материалов, машин и механизмов, которые по своим показателям находятся на уровне лучших мировых аналогов; за выдающиеся производственные результаты в отраслях народного хозяйства Российской Федерации, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающие создание качественно новых видов продукции.
Работы, представленные на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, принимаются Комитетом по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники при Правительстве Российской Федерации ежегодно до 1 сентября (абзац первый пункта 4 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).
Указ Президента Российской Федерации о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники подлежит опубликованию в печати в мае (пункт 5 Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 282-рп).
Согласно пункту 6 названного положения лицам, получившим Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники, присваивается звание "Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники", вручаются диплом, почетный знак и удостоверение.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждены 4 Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и 3 Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 000 000 руб. каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
3. С целью стимулирования научно-технического развития постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 50 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 1995 года в размере 8 млн рублей каждая (пункт 1 названного постановления, действовавшего на момент награждения Клементьевой В.П. премией Правительства Российской Федерации).
Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1424 утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Пунктом 1 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники определено, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно за следующие достижения: научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ; практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии; крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении; научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники; работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы; создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Присуждение премий производится на основании предложений Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (пункт 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники).
Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий публикуется в средствах массовой информации (пункт 11 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).
Лицам, удостоенным премии, присваивается звание "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" и в торжественной обстановке вручается диплом и почетный знак (пункт 12 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 "Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники", действовавшее на момент награждения Клементьевой В.П. премией Правительства Российской Федерации, утратило силу с 1 января 2005 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники", которым было учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 000 000 руб. каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности, и утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 439, признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 954 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 000 000 руб. каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
4. Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Однако судебные инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, и, как следствие, норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, регулирующих порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пришли к ошибочному выводу о том, что Клементьева В.П., которой присвоено звание лауреата премии Правительства Российской Федерации, является лауреатом государственной премии Российской Федерации.
Судебными инстанциями не принято во внимание, что Правительство Российской Федерации в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.
Ссылка судебных инстанций в обоснование вывода о праве Клементьевой В.П. на получение дополнительного материального обеспечения на пункт 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53, не может быть признана правомерной, поскольку судебными инстанциями при применении названного нормативного правового акта не установлены имеющие значение для дела обстоятельства и не определен состав лиц, участвующих в деле.
Так, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации. Данное постановление действовало на момент обращения Клементьевой В.П. в пенсионный орган с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
В пункте 2 названного перечня указано, что граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения представляют документы, в числе которых - постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата.
Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 53 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации" признано утратившим силу и утвержден Перечень документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, где в пункте 5 указаны диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата в этом перечне не названо.
Однако данные обстоятельства были оставлены судебными инстанциями без внимания и соответствующей правовой оценки не получили, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях выяснения вопроса о перечне документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации права на дополнительное материальное обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", судом к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечено не было.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2019 г. N АКПИ18-1245, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г., в удовлетворении административного искового заявления гражданина Зворыгина Н.М. о признании недействующим пункта 5 перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 172н, отказано.
С учетом приведенного выше вывод судебных инстанций об удовлетворении исковых требований Клементьевой В.П. о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения и о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Клементьевой В.П. дополнительное материальное обеспечение является неправомерным. Этот вывод сделан при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 7 марта 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июня 2018 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Индустриальный районный суд г. Ижевска.