ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2019 г. N 13-КГ19-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2019 г. кассационную жалобу Косых Олеси Юрьевны на решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 16 января 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 23 апреля 2018 г.
по делу N 2-14/2018 Токаревского районного суда Тамбовской области по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области к Косых Олесе Юрьевне о взыскании денежных средств в счет возмещения затрат на обучение.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области Торгушиной Н.В., полагавшей, что судебными инстанциями не применены в системной взаимосвязи нормы законодательства, регулирующие спорные отношения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (далее также - Управление МВД России по Тамбовской области) через представителя по доверенности Ходыреву Алесю Вячеславовну 22 ноября 2017 г. обратилось в суд с иском к Косых Олесе Юрьевне, в котором просило на основании части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взыскать с Косых О.Ю. денежные средства в размере 452 069,95 руб. в счет возмещения затрат на ее обучение в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования "Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Нижегородская академия МВД России) в пользу Управления МВД России по Тамбовской области.
В обоснование заявленных требований Управление МВД России по Тамбовской области указывало, что 1 января 2012 г. Управление МВД России по Тамбовской области заключило с Прибыткиной О.Ю. (после заключения брака 3 июня 2017 г. изменила фамилию на Косых) контракт о прохождении ею службы в органах внутренних дел на период обучения в образовательном учреждении МВД России.
После окончания обучения 26 июля 2016 г. Управление МВД России по Тамбовской области заключило с Прибыткиной О.Ю. контракт о прохождении службы в органах внутренних дел по должности инспектора направления по исполнению административного законодательства межмуниципального отдела МВД России "Мордовский".
По условиям названных контрактов, заключенных с Прибыткиной О.Ю., на нее возложено обязательство по прохождению службы в органах внутренних дел сроком не менее 5 лет после окончания Нижегородской академии МВД России, а в случае нарушения этого условия - обязательство возместить затраты на обучение.
Приказом межмуниципального отдела МВД России "Мордовский" от 28 ноября 2016 г. Прибыткина О.Ю. уволена со службы в органах внутренних дел на основании пункта 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника). Срок прохождения службы Прибыткиной О.Ю. после окончания обучения составил 3 месяца 26 дней.
В день увольнения Прибыткина О.Ю. была уведомлена межмуниципальным отделом МВД России "Мордовский" о необходимости возмещения в течение 30 рабочих дней с момента получения уведомления затрат на ее обучение в Нижегородской академии МВД России с учетом количества отработанного ею времени после обучения в органах внутренних дел в сумме 452 069,95 руб.
Денежные средства, затраченные на обучение Косых (Прибыткиной) О.Ю., в добровольном порядке ею на лицевой счет межмуниципального отдела МВД России "Мордовский" не перечислены до настоящего времени.
В письменных возражениях на исковое заявление Управления МВД России по Тамбовской области Косых (Прибыткина) О.Ю. ссылалась на то, что в соответствии с постановлением администрации Мичуринского района Тамбовской области с 20 декабря 2007 г. она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем на нее распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для такой категории лиц, в том числе право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Возложение на Косых О.Ю. обязанности возместить средства федерального бюджета, затраченные на ее обучение в Нижегородской академии МВД России, нарушает ее право как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и социальную поддержку, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 16 января 2018 г. исковые требования Управления МВД России по Тамбовской области удовлетворены. Суд взыскал с Косых О.Ю. в пользу Управления МВД России по Тамбовской области затраты на обучение в Нижегородской академии МВД России в размере 452 069,95 руб., а также государственную пошлину в сумме 7 720,70 руб. в доход местного бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 23 апреля 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Косых О.Ю. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. от 19 апреля 2019 г. заявление Косых О.Ю. о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы удовлетворено, Косых О.Ю. восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 16 января 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 23 апреля 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 20 мая 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 30 августа 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции Косых О.Ю. не явилась, о причинах неявки не сообщила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Косых О.Ю.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Косых О.Ю. (до заключения брака с Косых Сергеем Александровичем 3 июня 2017 г. - Прибыткина О.Ю.), < ... > года рождения, являлась воспитанницей Тамбовского областного государственного образовательного учреждения " < ... > детский дом".
Постановлением администрации Мичуринского района Тамбовской области от 20 декабря 2007 г. N 1001 Прибыткиной О.Ю. присвоен социальный статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Приказом начальника Нижегородской академии МВД России от 28 июля 2011 г. Прибыткина О.Ю. принята на службу в органы внутренних дел и зачислена курсантом на I курс очной формы обучения Нижегородской академии МВД России с 1 сентября 2011 г. по специальности "Правовое обеспечение национальной безопасности" со сроком обучения 5 лет по программе высшего профессионального образования.
1 января 2012 г. между начальником Управления МВД России по Тамбовской области и Прибыткиной О.Ю. (достигшей возраста 18 лет) заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации на период обучения в Нижегородской академии МВД России, по условиям которого Прибыткина О.Ю. обязуется выполнять обязанности по должности курсанта (слушателя) Нижегородской академии МВД России (пункт 2 контракта), а также обязуется проходить службу в органах внутренних дел не менее 5 лет по окончании обучения в Нижегородской академии МВД России, заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или взять на себя обязательство по прохождению службы в органе внутренних дел, направившем на обучение, на период не менее 5 лет (пункты 4.10, 4.11 контракта), возместить МВД России в случаях, установленных Федеральным законом, затраты на обучение (пункт 4.13).
Приказом начальника Нижегородской академии МВД России от 30 июня 2016 г. лейтенант полиции Прибыткина О.Ю. отчислена из Нижегородской академии МВД России в связи с получением образования (завершением обучения), освобождена от занимаемой должности слушателя, снята со всех видов довольствия и переведена для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по Тамбовской области с 2 августа 2016 г.
Приказом временно исполняющего обязанности начальника Управления МВД России по Тамбовской области от 26 июля 2016 г. выпускник Нижегородской академии МВД России лейтенант полиции Прибыткина О.Ю., прибывшая для дальнейшего прохождения службы, назначена с 2 августа 2016 г. на должность инспектора направления по исполнению административного законодательства межмуниципального отдела МВД России "Мордовский" по контракту сроком на 5 лет (контракт вступает в силу 2 августа 2016 г.).
Между Управлением МВД России по Тамбовской области и Прибыткиной О.Ю. 26 июля 2016 г. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. Пунктом 4.13 данного контракта предусмотрена обязанность сотрудника возместить МВД России в случаях, установленных Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", затраты на обучение и указано на то, что размер средств федерального бюджета, затраченных на весь период обучения, составил 511 391,36 руб. Контракт заключен на срок пять лет (пункт 7 контракта).
Приказом временно исполняющего обязанности начальника межмуниципального отдела МВД России "Мордовский" от 28 ноября 2016 г. контракт с Прибыткиной О.Ю. расторгнут и она уволена со службы в органах внутренних дел с 28 ноября 2016 г. по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника).
В этот же день (28 ноября 2016 г.) межмуниципальным отделом МВД России "Мордовский" Прибыткиной О.Ю. было вручено уведомление об обязанности возместить затраты на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России в размере 452 069,95 руб. С этим уведомлением Прибыткина О.Ю. была ознакомлена и выразила несогласие (л.д. 14).
После заключения брака с Косых С.А. Прибыткиной О.Ю. 3 июня 2017 г. присвоена фамилия Косых, о чем выдано соответствующее свидетельство.
На запрос суда первой инстанции Нижегородская академия МВД России письменным ответом от 29 декабря 2017 г. сообщила, что на момент поступления в Нижегородскую академию МВД России и отчисления из нее, Косых (Прибыткина) О.Ю. относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространялись гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С 1 января 2012 г. отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 данного закона определено, что зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. В образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на определенный период, в частности согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, перечисленным в данной норме, в том числе по основанию, названному в пункте 2 части 2 статьи 82 этого федерального закона (то есть по инициативе сотрудника), в течение срока, предусмотренного в пункте 3 части 3 статьи 23 данного федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение), пунктами 2 - 7 которых предусмотрен порядок и размер возмещения сотрудником внутренних дел затрат на его обучение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение, исходил из того, что Косых (Прибыткина) О.Ю., заключая 1 января 2012 г. с Управлением МВД России по Тамбовской области контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации на период обучения в Нижегородской академии МВД России, добровольно приняла на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные статусом сотрудника органов внутренних дел, спецификой обучения в такой образовательной организации, в том числе обязанность возместить затраты на обучение, а государство обеспечило Косых О.Ю. возможность проходить службу в органах внутренних дел на соответствующих должностях, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Косых О.Ю. в пользу Управления МВД России по Тамбовской области затрат на ее обучение в размере 452 069,95 руб. и удовлетворил исковые требования Управления МВД России по Тамбовской области.
Суд первой инстанции отклонил доводы Косых О.Ю. о том, что заявленные Управлением МВД России по Тамбовской области исковые требования не подлежат удовлетворению, так как она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указав, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не предусматривает оснований для освобождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их подготовку для органов внутренних дел и не исполнивших обязанность по прохождению службы в течение 5 лет после окончания обучения, а предоставляет лишь дополнительные гарантии на период обучения, связанные с материальным обеспечением таких граждан.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными. По мнению суда апелляционной инстанции, Косых (Прибыткина) О.Ю., относясь к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и выбрав учебное заведение системы МВД России с возможностью зачисления в него путем заключения контракта с Управлением МВД России по Тамбовской области, добровольно приняла на себя обязанности, обусловленные статусом сотрудника органов внутренних дел и спецификой обучения в данной образовательной организации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права.
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на образование.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации).
На дату принятия Косых (Прибыткиной) О.Ю. на службу в органы внутренних дел и зачисления курсантом на I курс очной формы обучения Нижегородской академии МВД России отношения, связанные с получением гражданами и иными лицами высшего образования, регулировались Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (утратили силу с 1 сентября 2013 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Пунктом 9 статьи 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" было установлено, что в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
В абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в редакции, действовавшей в период обучения Косых (Прибыткиной) О.Ю. в Нижегородской академии МВД России) предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются меры социальной поддержки в виде полного государственного обеспечения, в том числе обеспечения одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Косых (Прибыткина) О.Ю. на момент поступления на очное обучение в Нижегородскую академию МВД России имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в период обучения в названной образовательной организации по достижении возраста 18 лет приобрела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее обучение в этой образовательной организации осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 21 декабря 19% г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту нормы данного закона изложены в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185, действовавшей в период обучения Косых (Прибыткиной) О.Ю. в Нижегородской академии МВД России).
В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" даны понятия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные данным федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В абзаце первом пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования заключаются в предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещении их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мерах по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.
Однако приведенные нормативные положения судом первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно.
Между тем из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи и системном единстве следует, что при обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государство гарантирует им обучение и содержание за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до окончания обучения по названным образовательным программам. Такое правовое регулирование направлено на осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты с учетом особенностей положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию и реализации конституционного права на образование.
Возложение на указанных лиц обязанности по возмещению средств соответствующего бюджета, затраченных на их обучение, нарушало бы гарантированное им статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на период их обучения при получении профессионального образования.
Следовательно, расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел, имевшего в период обучения статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по инициативе сотрудника) до истечения срока, установленного контрактом, на который сотрудник принял на себя обязательство по окончании обучения в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проходить службу в органах внутренних дел, не дает уполномоченному органу оснований для взыскания с этого сотрудника затрат на его обучение. Иное приводило бы к умалению права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по сути лишало бы гарантии на полное государственное обеспечение и социальную поддержку на период обучения.
Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре практики рассмотрения военными судами дел о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, гражданами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2015 г., согласно которой, оснований для взыскания средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, относящихся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
В результате неправильного толкования норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе нормы, содержащей понятие полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующего бюджета, судебные инстанции, сославшись лишь на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 7 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение, определяющего состав затрат на обучение сотрудника органов внутренних дел, незаконно возложили на Косых О.Ю., обладающую в период обучения в Нижегородской академии МВД России статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по возмещению в пользу Управления МВД России по Тамбовской области затрат на ее обучение в Нижегородской академии МВД России в размере 452 069,95 руб.
Довод судебных инстанций в обоснование вывода о взыскании с Косых (Прибыткиной) О.Ю. затрат на ее обучение в Нижегородской академии МВД России о том, что она добровольно приняла на себя предусмотренные контрактом обязанности, обусловленные статусом сотрудника органов внутренних дел, спецификой обучения в такой образовательной организации, в том числе обязанность возместить затраты на обучение, является ошибочным, поскольку условия контрактов от 1 января 2012 г. и от 26 июля 2016 г., заключенных Управлением МВД России по Тамбовской области с Косых (Прибыткиной) О.Ю., о статусе которой Управлению МВД России по Тамбовской области было известно, в части принятия ею обязательства о возмещении затрат на обучение противоречат нормам федерального законодательства, а потому такие условия не могли быть включены в контракты в отношении Косых О.Ю.
Таким образом, выводы судебных инстанций о наличии правовых оснований для взыскания с Косых О.Ю. в пользу Управления МВД России по Тамбовской области затрат на ее обучение в Нижегородской академии МВД и о том, что положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не освобождают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их подготовку для прохождения службы в органах внутренних дел, в случае неисполнения ими обязанности по прохождению службы в органах внутренних дел в течение 5 лет после окончания обучения, не основаны на подлежащих применению к спорным отношениям нормах права.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав Косых О.Ю., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 16 января 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 23 апреля 2018 г. по делу N 2-14/2018 Токаревского районного суда Тамбовской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Токаревский районный суд Тамбовской области.