КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2020 г. N 1446-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
БАЗЫЛЕВСКОЙ СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 4,
ПУНКТА 6 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 12, ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 14,
ПУНКТА 1 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ", А ТАКЖЕ ПУНКТОВ 2 И 34 ПРАВИЛ
ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА
ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки С.А. Базылевской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка С.А. Базылевская оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
части 1 статьи 4, согласно которой право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях";
пункта 6 части 1 статьи 12, согласно которому в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
части 4 статьи 14, наделяющей Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка установления правил подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний;
пункта 1 части 1 статьи 32, предусматривающего назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Также заявительница просит проверить конституционность следующих положений Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015):
абзаца шестого подпункта "в" пункта 2, предусматривающего включение в страховой стаж периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
пункта 34, согласно которому период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход (абзац первый); факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (абзац третий).
Как следует из представленных материалов, 14 мая 1997 года заявительница, проживавшая на тот момент в Республике Узбекистан, родила дочь, которой 11 декабря 1997 года была установлена инвалидность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан, сначала с последующим прохождением медицинского освидетельствования, а в дальнейшем - бессрочно.
18 августа 2015 года заявительница с мужем и дочерью прибыли на постоянное место жительства в Российскую Федерацию как участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 9 февраля 2016 года дочь С.А. Базылевской была признана недееспособной, а 5 августа 2016 года по результатам освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы ей была установлена инвалидность I группы с детства. 8 апреля 2016 года заявительница была назначена опекуном своей дочери.
По достижении возраста 50 лет заявительница обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за установлением ей как матери инвалида с детства, воспитывавшей его до достижения восьмилетнего возраста, страховой пенсии по старости. В назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа, в который не был засчитан период ухода за ребенком-инвалидом в Республике Узбекистан.
Решением суда первой инстанции такой отказ был признан неправомерным, однако суд апелляционной инстанции отменил данное решение в соответствующей части и принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований С.А. Базылевской о включении в страховой стаж периода ухода за инвалидом с детства I группы с 16 мая 2000 года по 14 мая 2013 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27 апреля 2018 года с выплатой образовавшейся задолженности. В передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции ей также было отказано.
Кроме того, Верховным Судом Российской Федерации был оставлен без удовлетворения административный иск С.А. Базылевской о признании недействующими абзацев первого и третьего пункта 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
По мнению заявительницы, находящиеся во взаимосвязи друг с другом оспариваемые положения не соответствуют статьям 19, 35, 39, 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку обусловливают возможность зачета в страховой стаж родителя инвалида I группы с детства периода ухода за ним фактом установления ему инвалидности учреждениями медико-социальной экспертизы Российской Федерации, с подтверждением данного факта сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов или документами, поступившими от учреждений медико-социальной экспертизы, и не позволяют принимать во внимание медицинские и иные документы, выданные страной, входящей в Содружество Независимых Государств, на территории которой осуществлялся такой уход, чем препятствуют досрочному назначению страховой пенсии по старости родителям инвалидов с детства I группы несмотря на наличие у них на момент обращения за пенсией гражданства Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Предусматривая правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел в том числе право одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего их до достижения ими возраста 8 лет, на досрочное назначение страховой пенсии по старости: мужчинам - по достижении возраста 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Согласно общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на пенсию возникает у застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц при соблюдении всех предусмотренных законом условий. Так, обязательным условием досрочного назначения страховой пенсии по старости одному из родителей инвалида с детства является наличие у него страхового стажа установленной продолжительности.
При этом пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает включение в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые сопровождаются уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом.
Аналогичное положение воспроизведено в абзаце шестом подпункта "в" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, которые были утверждены Правительством Российской Федерации в порядке реализации полномочия, предоставленного ему частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Одновременно с этим пунктом 34 названных Правил определен порядок установления факта осуществления ухода за инвалидом I группы и ребенком-инвалидом (абзац первый) и подтверждения данного факта (абзац третий указанного пункта как в действующей редакции, оспариваемой заявительницей, так и в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2018 года N 1482 и примененной в ее деле).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации права граждан из числа родителей инвалидов с детства на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которое представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты, связанную с выполнением ими социально значимых функций воспитания детей-инвалидов и инвалидов с детства, предоставления им необходимого ухода, помощи (надзора), что сопряжено с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Следовательно, оспариваемые заявительницей взаимосвязанные нормативные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса о возможности подтверждения гражданином Российской Федерации, ранее проживавшим в иностранных государствах (в том числе входящих в Содружество Независимых Государств), факта осуществления на территории этих государств ухода за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы документами, выданными медицинскими организациями иностранных государств, предполагает заключение соответствующего международного соглашения, а потому не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Базылевской Светланы Анатольевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН