КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2021 г. N 1977-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН КУЗНЕЦОВА
ИВАНА СЕМЕНОВИЧА И КУЗНЕЦОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 11 И 12
ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ ГРАЖДАНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТНОСЯЩИМСЯ К КАТЕГОРИИ "ДЕТИ ВОЙНЫ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан И.С. Кузнецова и В.В. Кузнецовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Граждане И.С. Кузнецов и В.В. Кузнецова просят признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 11 Порядка назначения и выплаты денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории "дети войны" (утвержден приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 мая 2019 года N 163), согласно которому при снятии с регистрационного учета по месту жительства в связи с выездом за пределы Ставропольского края гражданин обязан в 10-дневный срок письменно уведомить об этом орган местного самоуправления.
Приведенное положение оспаривается заявителями во взаимосвязи с пунктом 12 данного Порядка, закрепляющим, что суммы денежной выплаты, излишне выплаченные гражданину, возмещаются им добровольно, а в случае возникновения спора - взыскиваются органом местного самоуправления в судебном порядке.
По мнению заявителей, указанные нормы, примененные в их деле судами общей юрисдикции, противоречат Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 15 (часть 1), 19 (часть 2), 39 (часть 2) и 55 (часть 2), поскольку они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, относящихся к категории "дети войны", права на получение ежегодной денежной выплаты при переезде на постоянное место жительства из Ставропольского края в другой субъект Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7, часть 1), относит установление гарантий социальной защиты к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1) и при этом не определяет конкретные способы, условия и объемы предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), а также предоставил им право устанавливать для некоторых категорий граждан дополнительные по сравнению с установленными федеральным законодательством меры социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Законодатель Ставропольского края, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в Законе Ставропольского края от 13 декабря 2018 года N 104-кз "О детях войны в Ставропольском крае" установил, что "дети войны" (в первоначальной редакции) - граждане Российской Федерации, родившиеся на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также на иных территориях, которые на дату начала Великой Отечественной войны входили в его состав, не достигшие совершеннолетия на 3 сентября 1945 года и постоянно проживающие на территории Ставропольского края (статья 1). Статьей 3 данного Закона Ставропольского края указанной категории граждан предоставлено право на дополнительную меру социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты, которая осуществляется независимо от получения иных мер социальной поддержки по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края, в том числе в денежной форме. Финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период (статья 4).
По своей правовой природе такая мера социальной поддержки является дополнительным обеспечением за счет средств субъекта Российской Федерации и выплачивается наряду с предоставляемыми на основании норм соответствующих федеральных законов мерами социальной поддержки. Соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок предоставления такого обеспечения, определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом в том числе финансовых возможностей.
Порядок назначения и предоставления денежной выплаты гражданам Российской Федерации, относящимся к категории "дети войны", разработан в целях реализации статьи 3 Закона Ставропольского края от 13 декабря 2018 года N 104-кз и определяет порядок ее назначения и выплаты гражданам Российской Федерации, не достигшим совершеннолетия на 3 сентября 1945 года и постоянно проживающим на территории Ставропольского края. Оспариваемые заявителями пункты 11 и 12 данного Порядка являются элементами правового механизма, направленного на повышение уровня социальной защиты отдельной категории граждан посредством предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, и как сами по себе, так и в системной взаимосвязи не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей.
Разрешение же вопроса о предоставлении права на дополнительную меру социальной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты гражданам, относящимся к категории "дети войны", при снятии с регистрационного учета по месту жительства в связи с выездом за пределы Ставропольского края относится к дискреционным полномочиям органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кузнецова Ивана Семеновича и Кузнецовой Валентины Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН