КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2024 г. N 764-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЗАРАЖЕВСКОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 14 ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ
ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ
ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 19 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 27
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.А. Заражевской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.А. Заражевская оспаривает конституционность пункта 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781), в соответствии с которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Как следует из представленных материалов, решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявительнице было отказано в удовлетворении ее требований к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 1 октября 2016 года по 31 декабря 2021 года в должности преподавателя в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Тольяттинский медицинский колледж", поскольку представленными доказательствами не было подтверждено обучение в образовательном учреждении в указанный период не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
По мнению И.А. Заражевской, оспариваемое нормативное положение не соответствует статьям 2, 7 (часть 2), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 39 (часть 2), 43 (части 4 и 5), 55 (часть 2) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, закрепляя возможность зачета в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, периодов работы в названных организациях при условии обучения в них не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, предусматривает определение процентного соотношения обучающихся до и после 18 лет в целом по организации, а не раздельно по его отделениям, в которых осуществляет свою деятельность конкретный преподаватель.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный законодатель в рамках предоставленных ему полномочий предусмотрел для лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в организациях для детей, право на назначение пенсии по старости независимо от возраста (пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных организациях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (организациях). По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях (организациях) для детей.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 наряду со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвердило Правила исчисления периодов такой работы. Указанные акты применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Оспариваемое нормативное положение направлено на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях (организациях) для детей, т.е. в учреждениях (организациях), основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет. Установленное правовое регулирование распространяется на всех лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях (организациях), указанных в оспариваемой норме, и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Что касается изменения порядка подтверждения наличия не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет в образовательных учреждениях (организациях) среднего профессионального образования, в частности по отдельным группам (отделениям), где велась преподавательская деятельность конкретного работника, на чем, по существу, настаивает И.А. Заражевская в своей жалобе, то разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Заражевской Ирины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН