КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2020 г. N 713-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
НУРМУХАМЕТОВОЙ ЛАРИСЫ ХАМАТОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 178 ТРУДОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТАМИ 1 И 2 СТАТЬИ 3
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.Х. Нурмухаметовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Л.Х. Нурмухаметова оспаривает конституционность части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником, уволенным, в частности, по пункту 2 части первой статьи 81 данного Кодекса (в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Заявительница также просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации положения статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающие соответственно, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1); решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации; при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (пункт 2).
Как следует из представленных материалов, 30 июня 2017 года Л.Х. Нурмухаметова была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы органом службы занятости населения, при этом в качестве безработного она зарегистрирована не была, поскольку не представила справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Вместе с тем, как установлено судом, заявительница при обращении в орган службы занятости населения имела такую справку, однако, несмотря на предложение сотрудника органа службы занятости, представить ее отказалась. Впоследствии заявительница отказалась от услуг органа службы занятости населения, написав соответствующее заявление, и была снята с учета как гражданин, ищущий работу.
По мнению Л.Х. Нурмухаметовой, оспариваемые нормы, примененные в ее деле судами общей юрисдикции, противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 17 - 19, 33, 37 (часть 3), 39 (часть 1), 45, 46 и 55 (часть 3), поскольку положения части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации позволяют органу службы занятости населения и суду отказывать в признании исключительным случаем наличия на иждивении работника нетрудоспособных членов семьи, а также учитывать при решении вопроса о сохранении выплаты работнику среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения суммы оплаты вынужденного прогула, а пункты 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" позволяют органу службы занятости населения отказывать в признании безработными граждан, не представивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
По смыслу части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 2214-О).
Следовательно, оспариваемое положение статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающее права заявительницы.
2.2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления устанавливаются законом.
Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в статье 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" порядок и условия признания граждан безработными, предусмотрев, в частности, перечень документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы, и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (постановления от 6 октября 2015 года N 24-П и от 8 октября 2019 года N 31-П).
Требование о представлении таким гражданином справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы обусловлено целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы. Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (пункт 1 статьи 29, пункт 1 статьи 30, пункт 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Таким образом, закрепленный в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности, и не может расцениваться как нарушающий права заявительницы.
При этом, как следует из пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ), представление справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) направлено на защиту интересов гражданина, поскольку позволяет назначить пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку безработного. Гражданам, не представившим такую справку, оно назначается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено данным Законом Российской Федерации.
Оценка же конкретных обстоятельств дела Л.Х. Нурмухаметовой в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Нурмухаметовой Ларисы Хаматовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН