КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2019 г. N 1758-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТЕРЕХИНА ВАЛЕРИЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОДПУНКТОМ 1 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.И. Терехина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.И. Терехин оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, В.И. Терехин в 2018 году обратился в суд с требованием об установлении факта участия в боевых действиях, поскольку с августа 1971 года по апрель 1974 года проходил военную службу в одной из воинских частей Тихоокеанского флота, в июле 1973 года решавшей задачи боевой службы в Южно-Китайском море (Вьетнам). Однако в удовлетворении данного требования заявителю было отказано, поскольку суд пришел к выводу, что факт непосредственного участия В.И. Терехина в боевых действиях представленными им доказательствами не подтверждается.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19, 39 и 46 Конституции Российской Федерации, так как не определяет содержания понятия "боевые действия", позволяя судам и иным органам при разрешении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран боевых действий" толковать данное понятие произвольно. Кроме того, как полагает В.И. Терехин, подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" ограничивает гражданина в средствах и способах доказывания своего участия в боевых действиях.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.И. Терехиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", определяя, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, устанавливает тем самым, что принадлежность к указанным лицам является первым условием наделения граждан статусом ветерана боевых действий.
Вторым условием выступает непосредственное их участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приводится в приложении к Федеральному закону "О ветеранах").
При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя. Закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому сам по себе не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О, от 19 марта 2009 года N 181-О-О, от 6 декабря 2018 года N 3107-О и др.).
Разрешение же вопроса о дополнении оспариваемой нормы определением понятия "боевые действия", на чем, как следует из содержания жалобы, настаивает заявитель, равно как и оценка возможности признания В.И. Терехина ветераном боевых действий, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Терехина Валерия Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН