КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2020 г. N 1030-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ПШЕНИЧНОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 3, СТАТЬЯМИ 34 И 49 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ
РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки И.В. Пшеничной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.В Пшеничная оспаривает конституционность следующих положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС":
части первой статьи 3, которая гарантирует гражданам Российской Федерации возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки;
статьи 34, предоставляющей гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы в указанной зоне, но не более чем на 3 года в общей сложности;
статьи 49, согласно которой гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом.
Как следует из представленных документов, 11 января 1994 года заявительница, ранее проживавшая в Республике Узбекистан, прибыла на постоянное место жительства в рабочий поселок Лунино Лунинского района Пензенской области, который до 1 февраля 1998 года (дата вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. До получения в 1995 году гражданства Российской Федерации она являлась лицом без гражданства. В октябре 2018 года ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год пропорционально продолжительности периода проживания в указанной зоне. Правильность такого решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации была подтверждена судами общей юрисдикции ввиду отсутствия у И.В. Пшеничной на момент переселения в Российскую Федерацию российского гражданства, а также статуса лица, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, или участника ликвидации ее последствий.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности, ее статьям 1, 2, 17, 19, 39, 42 и 62, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, исключают возможность досрочного назначения пенсий лицам, которые на момент переселения на радиационно загрязненную территорию Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР, не имели гражданства Российской Федерации и не были признаны пострадавшими от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, чем нарушают их конституционные права.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О). Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34).
При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Следовательно, статья 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующая во взаимосвязи с другими положениями данного Закона, а также ряда иных законодательных актов, направлена на установление для граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, условий назначения пенсии по старости, позволяющих учесть степень радиационного воздействия, которому они подверглись в период проживания на территории указанных зон, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
2.2. Часть первая статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гарантирующая гражданам Российской Федерации возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки, тем самым определяет базовые принципы системы социальной защиты указанных категорий граждан применительно к основаниям и возможным формам предоставления им социальной защиты, обусловленной воздействием радиации.
Что касается статьи 49 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которая гарантирует предоставление предусмотренных им мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, переехавшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из других государств, то она направлена на обеспечение возмещения таким лицам вреда, причиненного радиационным воздействием. Данная норма, будучи одним из элементов правового механизма социальной защиты лиц, пострадавших от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, действует во взаимосвязи с другими положениями названного Закона, в том числе частью первой статьи 3; частью третьей статьи 22, согласно которой гражданам, переселившимся в зоны радиоактивного загрязнения в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года, меры социальной поддержки не предоставляются.
Следовательно, часть первая статьи 3 и статья 49 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в системе действующего правового регулирования позволяют определить круг лиц, в отношении которых государство, руководствуясь принципом адресности социальной защиты и преследуя цель предупреждения возможных злоупотреблений, принимает на себя обязательства по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки, в силу чего не могут рассматриваться как ущемляющие какие-либо конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса об оценке правильности применения оспариваемых положений в деле заявительницы, и тем самым - о проверке законности и обоснованности принятых по нему правоприменительных решений, в том числе постановлений судов общей юрисдикции, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пшеничной Ирины Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН