КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2020 г. N 1021-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН ВЫСКУБА
ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА И ГЕРМАНЕНКО ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 1
И ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан В.Г. Выскуба и О.П. Германенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Граждане В.Г. Выскуб и О.П. Германенко оспаривают конституционность следующих положений Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя":
пункта 1 статьи 1, согласно которому данный Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;
части 2 статьи 3, предусматривающей, что если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в статье 1 данного Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; в этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных документов, заявители проходили военную службу в Главном Управлении Службы безопасности Украины в Автономной Республике Крым, с которой были уволены в апреле 2014 года. Поскольку на момент увольнения они подтвердили свое фактическое проживание в городе Киеве, там же им были назначены и выплачивались пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Украины от 9 апреля 1992 года N 2262-XII "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц". Впоследствии на основании их заявлений выплата пенсий была возобновлена по месту постоянного жительства в Республике Крым (В.Г. Выскубу с 1 октября 2014 года, О.П. Германенко - с 1 июля 2014 года).
С 1 января 2015 года выплата им пенсии осуществлялась Управлением ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю в сохраненном размере, но затем данное решение было признано ошибочным, и с 1 марта 2015 года пенсии им были назначены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (с применением Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, заключенного 15 мая 1992 года), что повлекло за собой снижение размеров пенсий более чем в два раза.
Суды общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемые нормы подтвердили правильность решений Управления ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю о назначении пенсий В.Г. Выскубу и О.П. Германенко.
По мнению заявителей, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования предполагают безусловный отказ гражданам, постоянно проживавшим на территории Республики Крым и города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, уволенным с военной или иной приравненной к ней службы до 1 января 2015 года, в сохранении более высокого размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством, действовавшим на указанной территории до 1 января 2015 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на обеспечение стабильности правового положения лиц, проходивших военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и получающих пенсию, назначенную по нормам действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, имеют целью сохранение прав, приобретенных данной категорией граждан, и уровня их пенсионного обеспечения и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права лиц, к ней не относящихся.
Разрешение же вопроса о возможности отнесения заявителей к числу лиц, на которых распространяется действие оспариваемых норм, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств (включая особенности процедуры их увольнения из Службы безопасности Украины и назначения пенсии, обусловленной прохождением военной службы в названном государственном органе Украины), от чего Конституционный Суд Российской Федерации в силу части четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Выскуба Владимира Григорьевича и Германенко Олега Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН