КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2019 г. N 1942-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ПРОСКУРЯКОВОЙ АНАСТАСИИ НИКИТИЧНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 15
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ" И УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С 60-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
1941 - 1945 ГОДОВ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.Н. Проскуряковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка А.Н. Проскурякова оспаривает конституционность:
подпункта 1 пункта 1 (в жалобе ошибочно именуемого частью 1) статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", а фактически подпункта "в" его пункта 1 в той части, в которой он предусматривает установление с 1 мая 2005 года вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 500 рублей.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения не соответствуют статьям 19 (часть 1) и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, препятствуют применению норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и Федерального закона "О ветеранах" при решении вопроса о признании за вдовами участников Великой Отечественной войны, являвшихся инвалидами вследствие общего заболевания, права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающий предоставление отдельным категориям участников Великой Отечественной войны льгот по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством, непосредственно такого рода льготы не устанавливает, является по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной связи с иными положениями действующего законодательства, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы.
Что касается Указа Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", то он направлен на установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям ветеранов войны, а также вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны с целью повышения их социальной защиты, в связи с чем не может расцениваться как ущемляющий какие-либо права граждан, не относящихся к перечисленным в нем категориям, в том числе вдов участников Великой Отечественной войны, которые были признаны инвалидами вследствие общего заболевания, включая заявительницу.
Оспаривая конституционность подпункта "в" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", А.Н. Проскурякова так же, как и в своих предыдущих обращениях, в которых ставился вопрос о проверке конституционности подпункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 15 названного Федерального закона, настаивает на том, что условия пенсионного обеспечения, установленные для вдов инвалидов Великой Отечественной войны, должны распространяться на вдов участников Великой Отечественной войны из числа инвалидов вследствие общего заболевания.
Однако разрешение данного вопроса, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 апреля 2019 года N 1106-О, отказывая заявительнице в принятии к рассмотрению ранее поданной ею жалобы, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Проскуряковой Анастасии Никитичны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН