КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2018 г. N 5-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
КУЧЕРУКА ОЛЕГА ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГАРАНТИЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина О.В. Кучерука,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.В. Кучерук оспаривает конституционность части 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 139-ФЗ "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", в соответствии с которой гражданам Российской Федерации, замещавшим на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и постоянно проживавшим на данных территориях по состоянию на указанную дату, в стаж работы для назначения ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия засчитывается время работы на должности судьи в судах различного уровня и юрисдикции в Союзе ССР, на Украине, в судах, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 26 декабря 2014 года, а также время предшествующей работы на должностях, указанных в статье 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, О.В. Кучерук по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживал в городе Севастополе и замещал должность судьи Севастопольского апелляционного административного суда, с которой был уволен 31 декабря 2014 года в связи с истечением срока полномочий (на основании приказа председателя указанного суда от 25 декабря 2014 года, принятого в соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 1 и 2 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 21 "О дне начала деятельности федеральных судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Решением комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия Управления Судебного департамента в городе Севастополе от 10 августа 2015 года ему было отказано в назначении ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", как не имеющему необходимой продолжительности стажа работы судьей: комиссия не засчитала в указанный стаж периоды его военной службы (срочной службы с 1 августа 1985 года по 30 июня 1989 года, которую он проходил в качестве курсанта Житомирского высшего училища радиоэлектроники ПВО, а также службы после окончания училища на соответствующих офицерских должностях в период с 30 июня 1989 года по 27 июня 1996 года, ранее включенной ему в стаж работы судьей на основании решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2008 года), учтенные при назначении в 2010 году и выплате в период работы судьей ежемесячного пожизненного денежного содержания. Выходное пособие было выплачено за 16 (согласно протоколу заседания комиссии - за 17) полных лет работы судьей.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 23 августа 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 декабря 2016 года, в удовлетворении требований О.В. Кучерука о признании решения от 10 августа 2015 года незаконным, признании права на ежемесячное пожизненное содержание и получение выходного пособия исходя из выслуги 28 лет было отказано. В передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции О.В. Кучеруку также было отказано (определение судьи Севастопольского городского суда от 16 февраля 2017 года, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2017 года и письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2017 года).
В обоснование своего решения суд первой инстанции, сославшись на предписание части 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", указал, что законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, замещавших на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавших на эту дату на указанных территориях и не назначенных на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 156-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" первоначальных составов судов Российской Федерации, к числу которых относится и заявитель, не предусмотрен зачет периода военной службы в стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания и выплаты выходного пособия.
Суд апелляционной инстанции отметил также, что решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2008 года не имеет преюдициального значения при разрешении данного дела.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 55 (часть 2) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку оно служит основанием для отказа в назначении ежемесячного пожизненного содержания гражданам, которые по состоянию на 18 марта 2014 года замещали должности судей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, приобрели право на отставку и получали ежемесячное пожизненное денежное содержание, как имеющие установленный действовавшим на указанных территориях до 21 февраля 2014 года законодательством стаж работы в должности судьи, в который на основании судебного решения был засчитан период военной службы.
2. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания, т.е. с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого формировались органы государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, создавались органы прокуратуры и суды Российской Федерации (федеральные суды), осуществлялось назначение судей, избирались органы судейского сообщества.
Названным Федеральным конституционным законом было установлено, что до создания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанных территориях осуществляют суды, действующие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, а лица, замещающие должности судей этих судов, продолжают осуществлять правосудие до создания и начала деятельности на указанных территориях судов Российской Федерации при условии наличия у них гражданства Российской Федерации и имеют преимущественное право на замещение должностей судей в судах Российской Федерации, создаваемых на этих территориях, также при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о статусе судей к кандидатам на должности судей (части 2 и 5 статьи 9).
Закрепляя возможность продолжения профессиональной деятельности и сохранения статуса судьи, федеральный законодатель наряду с интересами граждан, замещавших должности судей, учитывал и особый конституционно-правовой статус судьи, который, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать публичные интересы, прежде всего интересы правосудия, цель которого - защита прав и свобод человека и гражданина (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Помимо предоставления возможности продолжения профессиональной деятельности и приобретения статуса судьи Российской Федерации для граждан Российской Федерации, замещавших на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и постоянно проживавших на эту дату на указанных территориях, Федеральным законом "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" были установлены социальные гарантии, касающиеся в том числе предоставления выходного пособия при прекращении полномочий и ежемесячного пожизненного содержания, порядка назначения этих выплат и определения их размера. Соответствующие гарантии названный Федеральный закон устанавливал и для граждан Российской Федерации - судей в отставке, постоянно проживавших на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
2.1. Федеральный закон "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" предусмотрел сохранение приобретенных прав на ежемесячное пожизненное содержание для судей, пребывавших на 18 марта 2014 года в отставке, и условия предоставления социальных гарантий, в том числе ежемесячного пожизненного содержания, судьям, продолжавшим осуществление своих полномочий на указанную дату.
Положения данного Федерального закона, развивая и конкретизируя предписания части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" о недопустимости уменьшения размеров пенсий, пособий, компенсаций, иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых признанным гражданами Российской Федерации лицам по состоянию на 21 февраля 2014 года, по существу, закрепляли специальный правовой механизм учета приобретенных до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя прав, направленный на обеспечение при решении вопросов о выплате выходного пособия, назначении ежемесячного пожизненного содержания, предоставлении других гарантий соблюдения конституционных принципов равенства, справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
При этом, как следует из статей 2 - 4 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", определяющих категории граждан Российской Федерации, на которых распространяется его действие, порядок исчисления стажа работы при назначении ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия, порядок их назначения и выплаты, федеральный законодатель стремился к учету различных ситуаций, в которых могут оказаться судьи, и предусмотреть для каждой из них правовые последствия, по своему содержанию и целевому назначению согласующиеся с конституционно-правовым статусом судьи и конституционными принципами, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования.
Так, судьям в отставке, постоянно проживавшим на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и являвшимся на 18 марта 2014 года получателями ежемесячного пожизненного денежного содержания, выплата такого содержания гарантируется в размере, установленном в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, без пересчета (проверки) стажа работы в должности судьи; при этом общий размер ежемесячного пожизненного содержания не может быть ниже размера ежемесячного пожизненного денежного содержания, а также иных гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим лицам по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона (часть 2 статьи 4).
Таким образом, федеральный законодатель исходил из безусловного признания Российской Федерацией прав судей в отставке на получение ежемесячного пожизненного содержания, которое им было назначено и выплачивалось в соответствии с законодательством Украины, чем обеспечивалась стабильность их правового положения.
Согласно положениям части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" судьям в отставке, которые постоянно проживали на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и имели право на 18 марта 2014 года на назначение ежемесячного пожизненного денежного содержания в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, предоставлялось по их выбору право на назначение пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; при определении права судьи на ежемесячное пожизненное содержание учитывались периоды работы на должностях судей судов Союза ССР, Украины и на других должностях, которые были включены в выслугу лет судей в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года. Установление для данной категории лиц правила об учете всех периодов работы, которые ранее были включены им в судейский стаж в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, преследовало цель сохранения социальных гарантий и прав судей Украины, пребывающих в отставке, которым в силу каких-либо объективных причин не было назначено ежемесячное пожизненное содержание.
Как следует из содержания статьи 2, части 1 статьи 3 и части 2 статьи 4 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", для назначения ежемесячного пожизненного содержания в Российской Федерации судьям - гражданам Российской Федерации в соответствии с ранее установленным им по нормам законодательства Украины стажем необходимо было соблюдение таких условий, как факт пребывания в отставке и постоянное проживание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, а также получение ежемесячного пожизненного содержания или наличие права на его получение на указанную дату. Соответственно, положения пунктов 1 и 2 статьи 2 во взаимосвязи с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" направлены именно на сохранение ранее установленных гарантий прав судей в отставке, уже получавших ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с законодательством Украины или имевших право на его назначение по состоянию на 18 марта 2014 года при обязательном условии пребывания в отставке.
Такое правовое регулирование учитывает содержание действовавшего на момент принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации законодательства Украины о статусе судей, предусматривавшего возможность реализации судьей права на ежемесячное пожизненное денежное содержание только при уходе (удалении) судьи в отставку (статья 138 Закона Украины от 7 июля 2010 года N 2453-IV "О судоустройстве и статусе судей").
Что касается граждан Российской Федерации, которые на 18 марта 2014 года замещали должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, то в случае назначения их на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" первоначальных составов судов Российской Федерации они приобретали статус судьи Российской Федерации и тем самым - право на все гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе судей. Если же они не были назначены на соответствующие должности в установленном порядке, то, как следует из взаимосвязанных положений части 3 статьи 3, частей 1, 3 и 5 статьи 4 и части 3 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", им при прекращении полномочий выплачивалось выходное пособие в соответствии с нормами пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также предоставлялось по их выбору право на назначение пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", т.е. на тех же условиях, что и судьям Российской Федерации.
2.2. Порядок исчисления стажа работы при назначении ежемесячного пожизненного содержания и выплате выходного пособия применительно к лицам, которые по состоянию на 18 марта 2014 года не приобрели статуса судьи в отставке, поскольку являлись на эту дату действующими судьями (вне зависимости от того, были ли они впоследствии назначены на должности судей при формировании первоначальных составов судов Российской Федерации или нет), определен частью 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан". Указанным лицам в стаж работы для назначения данных выплат засчитывается время работы на должности судьи в судах различного уровня и юрисдикции в Союзе ССР, на Украине, в судах, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 26 декабря 2014 года, а также время предшествующей работы на должностях, перечисленных в статье 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", т.е. должностях в аппаратах судов, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Следовательно, на указанную категорию судей в полном объеме были распространены нормы российского законодательства, касающиеся исчисления судейского стажа. Тем самым гражданам, замещавшим на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на равных с судьями Российской Федерации условиях при уходе в отставку гарантировалось право на ежемесячное пожизненное содержание и выходное пособие.
При этом установленный частью 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" порядок исчисления стажа работы для назначения ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия учитывал и положения законодательства, которое действовало на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года и в соответствии с которым в стаж работы в должности судьи засчитывалась работа в должности судьи судов Украины, арбитра (судьи) арбитражных судов Украины, государственного арбитра бывшего Государственного арбитража Украины, арбитра ведомственных арбитражей Украины, члена Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, судьи в судах и арбитров в государственном и ведомственном арбитражах бывшего Союза ССР и республик, входивших в его состав (статья 131 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей"), обеспечивая определенную преемственность правового регулирования исчисления судейского стажа для вышеназванной категории судей.
Таким образом, оспариваемое законоположение, содержащееся в части 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", направленное на обеспечение единства статуса судей и установление для них единой системы социальных гарантий, не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации и нарушающее конституционные права граждан, которые замещали на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, к числу которых относится заявитель.
3. Как следует из жалобы, О.В. Кучерук связывает нарушение своих конституционных прав с отказом Управления Судебного департамента в городе Севастополе (правомерность которого подтверждена судебными решениями) учесть при исчислении стажа, дающего право на назначение ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации, периоды прохождения им военной службы (10 лет 10 месяцев и 27 дней) до назначения его, окончившего в июне 1995 года Киевский государственный университет им. Тараса Шевченко по специальности правоведение, на должность судьи в июне 1996 года. Право на включение этих периодов в стаж работы в должности судьи, как указывает заявитель, подтверждено решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2008 года (который, ссылаясь, в частности, на предписания Закона Украины от 25 марта 1992 года N 2232-XII "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" в редакции Закона Украины от 4 апреля 2006 года N 3597-IV о зачете времени прохождения военной службы гражданам Украины в их страховой стаж, стаж работы, стаж работы по специальности, а также стаж государственной службы (статья 2) и на приоритет этого Закона над другим законодательством Украины, принятым до вступления его в силу, включая действовавший в тот период Закон Украины от 15 декабря 1992 года N 2862-XII "О статусе судей", обязал Председателя Государственной судебной администрации Украины засчитать О.В. Кучеруку время прохождения военной службы с 30 июня 1989 года по 27 июня 1996 года в стаж работы по специальности - стаж работы судьей) и принятыми на его основании решениями компетентных органов Украины.
Таким образом, оспаривая конституционность части 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", О.В. Кучерук, по сути, ставит вопрос о распространении на него, являвшегося на 18 марта 2014 года действующим судьей Севастопольского апелляционного административного суда, правил определения стажа работы в должности судьи, предусмотренных частью 1 данной статьи, т.е. установленных для судей, пребывавших на указанную дату в отставке и приобретших право на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Соответственно, его требования фактически сводятся к признанию определенного ему с учетом судебного решения стажа работы в должности судьи без применения положения части 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" и назначению при этом ежемесячного пожизненного содержания по нормам российского законодательства - исходя из размера денежного вознаграждения, которое могло быть установлено работающему на соответствующей должности судье Российской Федерации. Между тем осуществление подобных правоприменительных действий, равно как и установление такого рода правил, не вытекает из требований Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 19, закрепляющей конституционный принцип равенства, который, как следует из неоднократно выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем и, соответственно, возможности дифференциации правового регулирования.
Обосновывая свое утверждение о несоответствии Конституции Российской Федерации части 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" и дискриминационном характере оспариваемого правового регулирования, заявитель ссылается на предписание пункта 3 части 2 данной статьи, которое, по его мнению, позволяет включать в выслугу лет при определении права на получение ежемесячного пожизненного содержания судьям, назначенным на должность в первоначально образованные суды Российской Федерации, периоды их работы на других должностях, включенные в выслугу лет судей в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, в то время как для судей, не получивших такого назначения, подобная возможность не предусмотрена. Однако данный вывод расходится с содержанием пункта 3 части 2 названной статьи.
Статья 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан", закрепляя порядок исчисления выслуги лет гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 его статьи 2, т.е. замещавшим на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, вводит различные правила исчисления стажа работы для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет, которая является одной из составляющих ежемесячного денежного вознаграждения (часть 2), и для назначения ежемесячного пожизненного содержания и выплаты выходного пособия (часть 3). Такое правовое регулирование основывается на существующем в российском законодательстве о статусе судей подходе, в соответствии с которым в стаж работы, необходимый для приобретения судьей права на ежемесячную доплату за выслугу лет и определения ее размера, включается более широкий перечень периодов его предшествующей работы (службы): в частности, учитываются периоды военной службы, иной государственной, включая гражданскую, службы, муниципальной службы (на должностях, требующих высшего юридического образования), время предоставленного в указанные периоды частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и др. (Положение о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет, утвержденное постановлением Совета судей Российской Федерации от 23 мая 2013 года N 305). Соответственно, стаж работы, исчисленный в целях установления и определения размера ежемесячной доплаты за выслугу лет, может превышать стаж, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия.
Что же касается ссылки заявителя на то, что его продолжительный стаж в должности судьи был признан государственными органами Украины путем назначения и выплаты ему в период осуществления полномочий судьи ежемесячного пожизненного содержания, то согласно информации, представленной по запросу Конституционного Суда Российской Федерации Управлением Судебного департамента в городе Севастополе и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, О.В. Кучеруку ежемесячное пожизненное содержание в период замещения в 2014 году должности судьи Севастопольского апелляционного административного суда, как и в предшествующие этому периоду 2012 - 2013 годы, не назначалось и не выплачивалось (его вознаграждение как судьи состояло из должностного оклада и надбавки за выслугу лет, при исчислении размера которой был учтен и весь период его военной службы); в соответствии со вступившей в силу с 1 января 2012 года статьей 129 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей", действовавшего на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя в период, непосредственно предшествующий их принятию в Российскую Федерацию, судейское вознаграждение состояло из должностного оклада и доплат за выслугу лет, пребывание на административной должности, научную степень, работу, которая предусматривала допуск к государственной тайне; ежемесячное пожизненное содержание не входило в состав судейского вознаграждения; в силу предписаний части 5 статьи 138 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 139 указанного Закона Украины возможность выплаты его действующим судьям не допускалась.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" на граждан Российской Федерации, замещавших на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавших на 18 марта 2014 года на указанных территориях и не назначенных на должности судей при формировании первоначальных составов судов Российской Федерации на этих территориях, с 1 января 2015 года распространяются все социальные гарантии, установленные для пребывающих в отставке судей в Российской Федерации Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Согласно пункту 5 статьи 15 этого Закона пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи. Соответственно, О.В. Кучерук не лишен возможности обратиться за назначением ежемесячного пожизненного содержания, исчисленного пропорционально количеству лет, отработанных в должности судьи по достижении им возраста 55 лет.
4. В силу части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" наличие неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, примененный в деле заявителя, является необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления. Поскольку оспариваемая О.В. Кучеруком часть 3 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан" не содержит неопределенности в указанном заявителем аспекте и не может расцениваться как нарушающая его конституционные права, его жалоба не может быть признана допустимой и принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кучерука Олега Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН