КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. N 719-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 24
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Верховного суда Республики Татарстан,
установил:
1. Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.
Как следует из представленных материалов, религиозная община прихода Казанской соборной мечети "Нурулла" обратилась в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, в частности статьям 2, 4 и 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", положений Закона Республики Татарстан от 14 июля 1999 года N 2279 "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которым религиозные организации, зарегистрированные на территории Республики Татарстан, устанавливают требования для кандидатов на должности духовных лиц, в том числе наличие религиозного образования, полученного в образовательных учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, дипломы которых признаны в установленном порядке, а также ограничения, связанные с занятием должностей духовных лиц (пункт 3 статьи 17); религиозные организации в соответствии со своими уставами заключают трудовые договоры (контракты) с работниками (пункт 1 статьи 27).
В ходе рассмотрения данного дела представитель Государственного Совета Республики Татарстан заявил ходатайство о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", подлежащего применению в этом деле. Данное ходатайство было удовлетворено: определением Верховного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2012 года, оставленным без изменения определением апелляционной инстанции Верховного суда Республики Татарстан от 18 октября 2012 года, производство по делу было приостановлено в связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации.
В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Верховный суд Республики Татарстан утверждает, что пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предоставляет работодателю (религиозной организации) право выбора - заключать или не заключать трудовые договоры со своими работниками, а также не предусматривает заключение трудовых договоров со священнослужителями, суды же при разрешении споров между религиозными организациями и священнослужителями не рассматривают последних как наемных работников и не признают складывающиеся отношения трудовыми, притом что использование труда гражданина при наличии признаков трудовых отношений должно сопровождаться заключением письменного трудового договора.
Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемая норма носит неопределенный характер, ограничивает права и свободы человека и гражданина, а потому противоречит статьям 7, 19 (часть 2) и 37 Конституции Российской Федерации.
2. 22 февраля 2013 года Государственной Думой принят в первом чтении внесенный группой депутатов Государственной Думы в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации", в котором пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" изложен в новой редакции (пункт 4 статьи 1 проекта).
Следовательно, с учетом стадии законодательного процесса, в которой находится законопроект, рассмотрение вопроса о конституционности пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в указанном заявителем аспекте явилось бы предварительным конституционным контролем, что не соответствует положениям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Соответствующая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в ряде его решений (определения от 11 июня 1999 года N 104-О, от 1 июля 1999 года N 98-О др.).
Таким образом, запрос Верховного суда Республики Татарстан, как не отвечающий критерию допустимости по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Верховного суда Республики Татарстан, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН