На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
- Статья 348.13. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений
- Статья 349.1. Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний
1. В настоящей статье речь идет об особенностях регулирования труда двух категорий лиц:
1) работающих по трудовому договору в качестве гражданского персонала в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
2) проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу.
2. Особенности регулирования труда лиц, работающих в качестве гражданского персонала по трудовому договору в органах и организациях, указанных в ч. 1 настоящей статьи, касаются не только оплаты труда, установления льгот и преимуществ.
3. Нормативными правовыми актами самого различного уровня (федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также многочисленными актами Минобороны, МВД, МЧС, Минюста России и других федеральных органов исполнительной власти) устанавливаются особенности регулирования труда лиц гражданского персонала, касающиеся практически всех условий трудового договора (его содержания, рабочего времени и времени отдыха, дисциплины и охраны труда и т.д.).
4. Особенности регулирования труда лиц, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, установлены ФЗ от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030).
5. К числу особенностей прохождения альтернативной гражданской службы относятся: а) прохождение службы, как правило, за пределами того субъекта РФ, где постоянно проживает гражданин; б) срок службы дифференцирован в зависимости от категории граждан, ее проходящих, и составляет после 1 января 2008 г. от 18 до 21 месяца; в) на период службы заключается срочный трудовой договор.
6. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. N 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" (СЗ РФ. 2003. N 51. Ст. 4984) принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19 июня 2009 г. N 330н "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы".
В силу положений статьи 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 N 3344-О
ЧАСТЬЮ ВОСЬМОЙ СТАТЬИ 11 И СТАТЬЕЙ 349 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЯМИ 16, 19, 24, 67 И 78 УСТАВА
ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2094-О
Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и подлежит учету всеми правоприменительными органами при разрешении вопроса о возможности зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в воинских частях, дислоцированных на территории иностранных государств, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и нормативными правовыми актами, определяющими особенности в правовом регулировании отношений с участием указанной категории лиц в соответствии с частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2022 N 56-КГ21-31-К9
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Боболина А.О. о взыскании задолженности по оплате труда, компенсации морального вреда, суд первой инстанции процитировал частично положения статей 129, 149, 153, 349 Трудового кодекса Российской Федерации и указал на то, что из пояснений представителя истца следует и никем не оспаривалось, что выплаты Боболину А.О. были произведены в меньшем размере, чем предусмотрено действующим трудовым законодательством и указано в письменном расчете исковых требований.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 N 117-КГ21-8-К4
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2022 N 56-КГ21-43-К9
Вместо этого суд первой инстанции, процитировав в решении статьи 21, 22, 129, 132, 135, 149, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и сославшись на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других", удовлетворил заявленные Демчуком А.Ю. требования. При этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по требованиям работников о взыскании невыплаченной заработной платы исходя из нормативных положений трудового законодательства об оплате труда, суд первой инстанции не устанавливал, нормы, содержащиеся в статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие труд лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих замещающую военную службу альтернативную гражданскую службу, к спорным отношениям не применил.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2022 N 56-КГ22-1-К9
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Федореевой Ф.Т. о взыскании задолженности по оплате труда, компенсации морального вреда, суд первой инстанции процитировал частично положения статей 129, 149, 153, 349 Трудового кодекса Российской Федерации и указал на то, что из пояснений представителя истца следует и не оспаривалось представителем ответчика, что выплаты Федореевой Ф.Т. были произведены в меньшем размере, чем предусмотрено действующим трудовым законодательством, без учета установленных надбавок.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2022 N 117-КГ22-4-К4
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2022 N 56-КГ21-34-К9
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Киреева А.П. о взыскании задолженности по оплате труда, компенсации морального вреда, суд первой инстанции процитировал положения статей 129, 149, 153, 237, 349 Трудового кодекса Российской Федерации и указал на то, что из пояснений представителя истца следует и никем не оспаривалось, что выплаты Кирееву А.П. были произведены в меньшем размере, чем предусмотрено действующим трудовым законодательством и приведено в письменном расчете исковых требований.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2022 N 56-КГ21-37-К9
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кислова С.И. о взыскании задолженности по оплате труда, компенсации морального вреда, суд первой инстанции процитировал частично положения статей 129, 149, 153, 237, 349 Трудового кодекса Российской Федерации и указал на то, что из пояснений представителя истца следует и никем не оспаривалось, что выплаты Кислову С.И. были произведены в меньшем размере, чем предусмотрено действующим трудовым законодательством и приведено в письменном расчете исковых требований.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2022 N 56-КГ21-26-К9
Вместо этого суд первой инстанции, процитировав в решении статьи 129, 132, 135, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и сославшись на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других", удовлетворил заявленные Черевако К.В. требования. При этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по требованиям работников о взыскании невыплаченной заработной платы исходя из нормативных положений трудового законодательства об оплате труда, суд первой инстанции не устанавливал, нормы, содержащиеся в статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие труд лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих замещающую военную службу альтернативную гражданскую службу, к спорным отношениям не применил.