Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
- Статья 169. Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность
- Статья 171. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам
1. На время исполнения работником в рабочее время государственных или общественных обязанностей работодатель обязан в установленных ТК и иными федеральными законами случаях освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности).
2. Поскольку работодатель не обязан сохранять работнику за этот период времени средний заработок, то государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, должны выплачивать ему соответствующую компенсацию.
Ссылки в кассационном представлении на противоречие указанной нормы Закона ст. ст. 128, 170 ТК РФ также являются необоснованными.
В статье 165 ТК РФ перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в числе которых Кодексом установлен случай предоставления гарантий работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей. Содержание этой нормы раскрывается в статьях 170, 171, 172 Кодекса. Так, статьей 170 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2007 N 93-Г07-11
В этой связи, как правильно указал суд, не имеется оснований для вывода о противоречии федеральному законодательству (статьям 170 и 172 ТК РФ) нормы закона субъекта Российской Федерации, которой признана утратившей силу норма другого закона субъекта Российской Федерации, регулирующего правовые основы деятельности депутатов Магаданской областной Думы в части предоставления депутату ежемесячно до пяти рабочих дней для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Магаданской областной Думы (пп. "а" пункта 2 статьи 1).
Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2009 N 33-Г09-15
Статьей 170 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом.
Определение ВАС РФ от 28.12.2012 N ВАС-17305/12 по делу N А26-493/2012
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Определение ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-13062/12 по делу N А04-7886/2011
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Определение ВАС РФ от 16.08.2013 N ВАС-7700/13 по делу N А76-8844/12
Судами установлено, что общество в силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации РФ освободило работников от исполнения трудовых обязанностей от работы с сохранением средней заработной платы, в связи с призывом на военную службу и прохождением амбулаторного медицинского обследования. Обществом понесены расходы по оплате страховых взносов и оплате труда работников, фактически не осуществляющего трудовую деятельность в пользу общества.
Определение ВАС РФ от 28.07.2014 N ВАС-3537/14 по делу N А34-5374/2012
Суды, руководствуясь положениями статей 15, 129, 131, 170, 186 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пришли к выводу об отсутствии у общества правовых оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам, а также суммы выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в связи с тем, что спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2774-О
По мнению заявителя, положения части второй статьи 13 ГПК Российской Федерации и пункта 6 статьи 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18, 19 (часть 1), 32 (часть 5), 45 (часть 2), 46 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не признают во взаимосвязи со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации государственной обязанностью явку в суд гражданина, вызванного в суд повесткой в качестве представителя стороны;
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.08.2018 N 94-АПГ18-2
При этом следует учитывать, что депутаты представительного органа, как данного муниципального образования, так и многих других муниципальных образований Российской Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Это означает, что депутаты большую часть времени исполняют свои обязанности по основному месту работы, от которых освобождаются в силу положений статьи 170 Трудового Кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования, других нормативных правовых актов органов местного самоуправления на время заседаний представительного органа, его комитетов и комиссий. Кроме того, подпунктом 8 пункта 1 статьи 29.1 Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район предусмотрено возмещение депутату Совета депутатов указанного муниципального образования, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, расходов, связанных с осуществлением его полномочий, в размерах и порядке, которые установлены муниципальными правовыми актами.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.09.2018 N 67-АПГ18-5
прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 4, 5, 6, 7, 8 Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 11 мая 2017 года N 181-п, ссылаясь на то, что пункт 4 Порядка в части установления срока выплаты компенсации, не соответствует положениям части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, абзаца седьмого статьи 2, части 1 статьи 129, части 6 статьи 136, части 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку нарушает право педагогических работников на своевременную оплату труда; также имеет место неопределенность и коррупциогенность данной нормы; пункты 5 - 8 Порядка не соответствуют требованиям абзаца седьмого статьи 2, части 2 статьи 165, части 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, в той мере, в какой они не предусматривают гарантию по выплате такой компенсации в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 1131-О
Часть первая статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании которой суд отказал заявительнице в сохранении заработной платы за период отсутствия на рабочем месте в связи с участием в рассмотрении гражданского дела в качестве истца, не может рассматриваться как нарушающая права заявительницы в оспариваемом в жалобе аспекте.