ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2019 г. N 32-КГ19-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2019 г. гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Саратовской области к Писаревой Дарье Александровне о взыскании компенсационных выплат
по кассационной жалобе Писаревой Д.А. на решение Петровского городского суда Саратовской области от 30 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 августа 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителя Писаревой Д.А. - адвоката Храмова С.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Министерства здравоохранения Саратовской области по доверенности Овчинниковой Т.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Министерство здравоохранения Саратовской области 10 апреля 2018 г. обратилось в суд с иском к Писаревой Д.А. о взыскании компенсационных выплат.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 24 сентября 2013 г. между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. - интерном федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также - Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России, университет) - был заключен договор о предоставлении дополнительной социальной поддержки в рамках долгосрочной областной целевой программы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013 - 2015 годы (далее также - договор от 24 сентября 2013 г.).
Предметом договора от 24 сентября 2013 г. являлось предоставление Писаревой Д.А. дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 3 000 руб. на время ее обучения в качестве интерна в университете по целевому направлению от государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница" (далее также - Петровская районная больница). По данному договору Писаревой Д.А. было получено 36 000 руб.
17 ноября 2014 г. Писарева Д.А. была принята на работу в Петровскую районную больницу в хирургическое отделение на должность врача-хирурга, с ней был заключен трудовой договор.
19 ноября 2014 г. между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. был заключен договор о предоставлении молодому специалисту-врачу, прибывшему на работу в областную государственную либо муниципальную медицинскую организацию, дополнительной социальной поддержки в рамках подпрограммы 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной подпрограммы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года" (далее также - договор от 19 ноября 2014 г.).
Предметом данного договора являлось предоставление молодому специалисту Писаревой Д.А. дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 руб.
По условиям договоров от 24 сентября 2013 г. и от 19 ноября 2014 г. Писарева Д.А. обязалась отработать в Петровской районной больнице в течение не менее 5 лет.
Пунктом 2.1.4 договора от 24 сентября 2013 г. и пунктом 2.1.3 договора от 19 ноября 2014 г. предусмотрена обязанность Писаревой Д.А. возвратить на счет Министерства здравоохранения Саратовской области полученные суммы дополнительной социальной поддержки в случае прекращения трудового договора с Петровской районной больницей до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) в течение 20 рабочих дней со дня прекращения трудового договора.
На основании приказа Петровской районной больницы от 2 февраля 2017 г. Писарева Д.А. была уволена с работы по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника).
Требование Министерства здравоохранения о возврате денежных средств в размере 136 000 руб., полученных в качестве дополнительной социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты в размере 36 000 руб. и единовременная денежная выплата в размере 100 000 руб.), Писаревой Д.А. не выполнено.
Поскольку в нарушение условий заключенных договоров Писарева Д.А. не отработала в Петровской районной больнице требуемые 5 лет и денежные средства, полученные в качестве дополнительной социальной поддержки, не возвратила, Министерство здравоохранения Саратовской области просило суд взыскать с Писаревой Д.А. 136 000 руб.
Ответчик Писарева Д.А. в суде первой инстанции иск не признала.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от 30 мая 2018 г. с Писаревой Д.А. в пользу Министерства здравоохранения Саратовской области взысканы компенсационные выплаты в сумме 136 000 руб.
С Писаревой Д.А. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3 920 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Писарева Д.А. просит отменить принятые по делу судебные постановления, как незаконные.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 18 февраля 2019 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 13 мая 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее представителя Министерства здравоохранения Саратовской области по доверенности Овчинниковой Т.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24 сентября 2013 г. между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. - интерном Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России - был заключен договор N 63 о предоставлении ей как интерну университета дополнительной социальной поддержки в рамках долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013 - 2015 годы.
Предметом договора от 24 сентября 2013 г. и дополнительного соглашения к нему от 20 мая 2014 г. согласно пунктам 1.1 и 1.2 являлось предоставление Писаревой Д.А. как интерну Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 3 000 руб., предусмотренной долгосрочной целевой программой "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 800-П, и подпрограммой 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 г. N 545-П, при условии принятия обязательства Писаревой Д.А. трудоустроиться и фактически отработать в течение не менее 5 лет в Петровской районной больнице после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры).
Пунктом 2.1.4 договора от 24 сентября 2013 г. и дополнительного соглашения к нему от 20 мая 2014 г. на Писареву Д.А. возложена обязанность возвратить Министерству здравоохранения Саратовской области в полном объеме денежные средства, полученные Писаревой Д.А. в качестве ежемесячной денежной выплаты, в случае расторжения ею договора на целевую подготовку с Петровской районной больницей, отказа от заключения трудового договора с Петровской районной больницей или расторжения трудового договора с этой больницей до истечения 5 лет (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Денежные выплаты, предусмотренные договором от 24 сентября 2013 г., в общей сумме 36 000 руб. были перечислены Министерством здравоохранения Саратовской области Писаревой Д.А. платежными поручениями от 2 июня 2014 г., от 11 августа 2014 г., от 29 октября 2014 г., от 12 ноября 2014 г.
17 ноября 2014 г. Писарева Д.А. по трудовому договору была принята на работу врачом-хирургом в хирургическое отделение Петровской районной больницы.
В этот же день 17 ноября 2014 г. Писарева Д.А. как молодой специалист обратилась в Министерство здравоохранения Саратовской области с заявлением о включении ее в число участников подпрограммы 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 г. N 545-П, с предоставлением ей дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 руб.
19 ноября 2014 г. между Министерством здравоохранения Саратовской области и молодым специалистом - врачом-хирургом хирургического отделения Петровской районной больницы Писаревой Д.А. был заключен договор N 40 о предоставлении молодому специалисту - врачу, прибывшему на работу в областную государственную либо муниципальную медицинскую организацию, дополнительной социальной поддержки в рамках подпрограммы 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года".
Предметом данного договора согласно его пунктам 1.1, 2.1.1, 2.1.2 являлось предоставление молодому специалисту Писаревой Д.А. дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 руб. в течение 30 календарных дней со дня издания Министерством здравоохранения Саратовской области приказа о назначении единовременной денежной выплаты при условии принятия молодым специалистом обязательства отработать в течение не менее 5 лет в Петровской районной больнице.
Согласно пункту 2.1.3 договора от 19 ноября 2014 г. Писарева Д.А. обязана возвратить на счет Министерства здравоохранения Саратовской области единовременную денежную выплату в полном объеме в случае прекращения трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Саратовской области "Петровская центральная районная больница" до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) в течение 20 рабочих дней со дня прекращения трудового договора.
Единовременная денежная выплата в размере 100 000 руб. перечислена Министерством здравоохранения Саратовской области Писаревой Д.А. 5 декабря 2014 г.
Судом также установлено, что < ... > г. у Писаревой Д.А. родился сын В., который с 10 марта 2016 г. признан инвалидом по категории "ребенок-инвалид", инвалидность установлена на срок до 1 апреля 2019 г.
Брак между Писаревой Д.А. и отцом ребенка Вихляевым А.П. прекращен 19 декабря 2013 г.
На основании заявления Писаревой Д.А. от 15 августа 2016 г. об изменении режима рабочего времени в связи с необходимостью сопровождать ребенка-инвалида В. в реабилитационный центр приказом Петровской районной больницы от 15 августа 2016 г. N 150 Писаревой Д.А. с 16 августа 2016 г. было установлено рабочее время с 8 час. 00 мин. до 15 час. 12 мин.
Приказом Петровской районной больницы от 2 февраля 2017 г. N 19 Писарева Д.А. уволена с работы 2 февраля 2017 г. по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника.
19 января 2018 г. Министерством здравоохранения Саратовской области в адрес Писаревой Д.А. направлено письмо с требованием о возвращении на счет министерства полученных в качестве дополнительной социальной поддержки сумм ежемесячных денежных выплат в размере 36 000 руб. и единовременной денежной выплаты в размере 100 000 руб. в полном объеме.
Указанные денежные средства Писаревой Д.А. Министерству здравоохранения Саратовской области не возвращены.
Писарева Д.А. состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) и с 1 апреля 2018 г. является получателем ежемесячной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Министерства здравоохранения Саратовской области о взыскании с Писаревой Д.А. предоставленных ей в качестве мер социальной поддержки ежемесячных и единовременной компенсационных выплат, суд первой инстанции руководствовался положениями долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 800-П, пунктов 11, 18, 19 Положения о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 г. N 372-П, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Писарева Д.А., заключая с Министерством здравоохранения Саратовской области договоры от 24 сентября 2013 г. и от 19 ноября 2014 г., добровольно приняла на себя обязательство отработать не менее 5 лет по трудовому договору в государственном учреждении здравоохранения Саратовской области "Петровская районная больница", а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить в полном объеме полученные в качестве дополнительной социальной поддержки денежные средства. Поскольку Писарева Д.А. не исполнила обязательство отработать не менее 5 лет в Петровской районной больнице и уволилась с работы по своей инициативе, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что она обязана возвратить Министерству здравоохранения Саратовской области 136 000 руб., полученных ею в качестве меры социальной поддержки.
Отклоняя доводы Писаревой Д.А. о неисполнении обязательств по названным договорам ввиду непредвиденных обстоятельств - установлении ее сыну В., которого она воспитывает одна, инвалидности и его нуждаемости в прохождении реабилитации, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 93, 262, 262.1, 263 Трудового кодекса Российской Федерации, указал на то, что для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, установлены более "мягкие", щадящие условия труда, правом на которые Писарева Д.А. не воспользовалась, доказательств того, что обеспечение ребенку-инвалиду прохождения реабилитации возможно только при условии увольнения с работы, Писаревой Д.А. не представлено.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для освобождения Писаревой Д.А. от ответственности за ненадлежащее исполнение условий заключенных ею с Министерством здравоохранения Саратовской области договоров от 24 сентября 2013 г. и от 19 ноября 2014 г. не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.
В частности, подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
В рамках реализации подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 15 апреля 2013 г. N 614-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 800-П была утверждена долгосрочная областная целевая программа "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013 - 2015 годы (далее также - Программа), действовавшая на момент заключения между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. договора от 24 сентября 2013 г.
Целями названной программы являлись совершенствование и перспективное развитие обеспеченности областной системы здравоохранения медицинскими кадрами, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также кадрового дисбаланса, обеспечение притока в медицинские организации области врачей и среднего медицинского персонала; планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению; решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи, повышение престижа профессии медицинского работника.
В задачи Программы входило в том числе достижение полноты укомплектованности медицинских организаций медицинскими работниками; обеспечение социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи.
В разделе 3 Программы "Система (перечень) программных мероприятий" были запланированы мероприятия по оказанию дополнительной социальной поддержки интернам Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского Минздрава России, заключившим договоры на целевую подготовку с медицинскими организациями области в рамках соответствующего государственного задания на последипломную подготовку специалистов. В числе таких мероприятий - предоставление интернам дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат в размере 3 000 рублей при условии отработки выпускниками в медицинских организациях области, направивших их на целевую подготовку в интернатуре, 5 лет после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры). В Программе указано, что порядок предоставления ежемесячных денежных выплат интернам Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России устанавливается Правительством области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 г. N 372-П "О предоставлении дополнительной социальной поддержки студентам и интернам государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" утверждено Положение о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее также - Положение, утвержденное постановлением Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 г. N 372-П). Данное Положение действовало на момент заключения Министерством здравоохранения Саратовской области с Писаревой Д.А. договора от 24 сентября 2013 г.
Согласно пункту 3 названного положения ежемесячная денежная выплата назначается интерну Министерством здравоохранения области на период обучения в размере 3 000 рублей на основании заявления, подаваемого интерном в Министерство по форме согласно приложению N 9 к постановлению.
В случае принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты между интерном и Министерством заключается договор, предусматривающий в том числе обязанность интерна в течение не менее 5 лет отработать в областной государственной либо муниципальной медицинской организации, с которой заключен договор о целевой подготовке специалиста в интернатуре, после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры) (подпункт "а" пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 г. N 372-П).
Интерн, расторгнувший договор о целевой подготовке, отказавшийся от заключения трудового договора с областной государственной либо муниципальной медицинской организацией либо расторгнувший после трудоустройства трудовой договор с областной государственной либо муниципальной медицинской организацией до истечения 5 лет (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), возвращает Министерству выплаченные ему по договору денежные средства в полном объеме в течение 20 рабочих дней со дня расторжения договора, трудового договора, отказа от заключения трудового договора (пункт 18 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 г. N 372-П).
Постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 г. N 545-П утверждена государственная программа Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года", в рамках которой принята подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года" (далее также - подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"), цели и задачи которой аналогичны целям и задачам, указанным в долгосрочной областной целевой программе "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 800-П.
Разделом 7 "Информация об участии в реализации подпрограммы органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов Российской Федерации" подпрограммы 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" определено, что в реализации подпрограммы принимает участие в том числе федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России" (по согласованию).
В целях реализации подпрограммы 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" постановлением Правительства Саратовской области от 7 мая 2014 г. N 269-П утверждены Положение о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России и Положение о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации (здесь и далее данные нормативно-правовые акты приведены в редакции, действовавшей на дату внесения изменений в договор, заключенный между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. от 24 сентября 2013 г. (20 мая 2014 г.) и на дату заключения между Министерством здравоохранения Саратовской области и Писаревой Д.А. договора от 19 ноября 2014 г.).
Установленные Положением о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 7 мая 2014 г. N 269-П, правила и условия предоставления этих выплат по своему содержанию аналогичны правилам и условиям, предусмотренным Положением о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 29 июля 2013 г. N 372-П.
Порядок назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации, установлен Положением о порядке назначения и предоставления дополнительной социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 7 мая 2014 г. N 269-П (далее также - Положение о порядке назначения единовременной денежной выплаты).
Единовременная денежная выплата молодым специалистам назначается и выплачивается Министерством в размере 100 000 (ста тысяч) рублей в рамках подпрограммы 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" на основании заявления, подаваемого молодым специалистом в Министерство по форме согласно приложению N 13 к постановлению (пункт 3 Положения о порядке назначения единовременной денежной выплаты).
В случае принятия решения о назначении единовременной денежной выплаты между молодым специалистом и Министерством заключается договор, предусматривающий обязанность молодого специалиста в течение не менее 5 лет отработать по основному месту работы в областной государственной либо муниципальной медицинской организации (подпункт "а" пункта 13 Положения о порядке назначения единовременной денежной выплаты).
Молодой специалист, расторгнувший трудовой договор с областной государственной либо муниципальной медицинской организацией до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), возвращает в полном объеме средства, выплаченные ему в рамках Программы, на расчетный счет Министерства в течение 20 рабочих дней со дня прекращения трудового договора (пункт 17 Положения о порядке назначения единовременной денежной выплаты).
В числе названных в пункте 17 указанного положения исключений - отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации); ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации); сокращение численности или штата работников организации, индивидуальным предпринимателем (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), смена собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации); призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации); наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствовавших продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из направлений государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников. Названная цель реализуется в том числе путем предоставления медицинским работникам различных мер социальной поддержки, определяемых как законодательными актами Российской Федерации, так и законодательными актами субъектов Российской Федерации. В частности, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Саратовской области - предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат интернам медицинских университетов на период прохождения ими послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры) и единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации.
Одним из условий предоставления названных выплат в Саратовской области является работа гражданина (интерна, молодого специалиста-врача) в областной государственной либо муниципальной медицинской организации не менее 5 лет после окончания послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры). Предусмотрены последствия невыполнения интерном или молодым специалистом-врачом этого условия, а именно обязанность возвратить уполномоченному органу, в данном случае Министерству здравоохранения Саратовской области, полученные социальные выплаты (ежемесячную денежную выплату интернам и единовременную денежную выплату молодым специалистам-врачам), за исключением случаев расторжения трудового договора по обстоятельствам, вызванным уважительными причинами, в том числе не зависящим от работника, либо по обстоятельствам, не зависящим от воли обеих сторон трудового договора.
Таким образом, с учетом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, на обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников путем предоставления им различных социальных выплат, само по себе досрочное расторжение трудового договора, в том числе по инициативе медицинского работника - получателя социальных выплат в форме ежемесячных денежных выплат и единовременной денежной выплаты, без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, не может служить безусловным основанием для истребования у него этих выплат.
В случае досрочного прекращения трудовых отношений медицинским работником-получателем социальных выплат при наличии уважительных причин, явившихся поводом для досрочного расторжения трудового договора по инициативе молодого специалиста-врача (например, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи, изменении организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплате работодателем заработной платы в срок, и др.), молодой специалист не может быть лишен права на социальные выплаты.
Схожее по сути правовое регулирование предусмотрено трудовым законодательством, а именно положениями статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Названной нормой закона предусмотрен перечень причин, обусловливающих невозможность продолжения работником работы и необходимость работодателя расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, по его инициативе. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (часть 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации). Данный перечень не является исчерпывающим.
Следовательно, вопрос об уважительности причин увольнения молодого специалиста-врача до истечения срока, которым было обусловлено предоставление мер социальной поддержки (ежемесячных денежных выплат интернам за период их обучения в интернатуре и единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам), в данном случае 5 лет отработать в государственной либо муниципальной медицинской организации, при рассмотрении требований уполномоченного органа о взыскании этих выплат суду следует разрешать в том числе с учетом названных обстоятельств.
Однако судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права медицинского работника на предоставленные ему меры социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты интернам медицинского университета на период прохождения ими послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры), единовременная денежная выплата молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации) в случае увольнения из медицинской организации по собственной инициативе до истечения пятилетнего срока с момента поступления на работу в эту организацию, пришли к ошибочному выводу о том, что сам по себе факт расторжения трудового договора по инициативе такого специалиста является основанием для возврата полученных им социальных выплат. Такой подход судебных инстанций противоречит сути и целям государственной политики в области здравоохранения и государственным программам по улучшению жизненных условий молодых специалистов-врачей, проживающих и работающих в сельской местности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, Писарева Д.А., возражая против удовлетворения исковых требований Министерства здравоохранения Саратовской области о взыскании предоставленных ей в качестве мер социальной поддержки ежемесячных денежных выплат как интерну медицинского университета и единовременной денежной выплаты как молодому специалисту-врачу указывала на то, что неисполнение ею условия заключенных с Министерством здравоохранения Саратовской области договоров от 24 сентября 2013 г. и от 19 ноября 2014 г. отработать в течение не менее 5 лет по основному месту работы в Петровской районной больнице вызвано непредвиденными обстоятельствами и произошло по уважительным причинам, ввиду необходимости ухода за ребенком-инвалидом, которого она воспитывает одна и который нуждается в социально-психологической и социально-средовой реабилитации в специальном учреждении, которое в г. Петровске Саратовской области отсутствует.
По заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Саратовской области государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" г. Саратова от 22 марта 2018 г. сын Писаревой Д.А. - В. нуждается в создании специальных условий для получения дополнительного образования.
Согласно ответу государственного автономного учреждения Саратовской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Петровского района" от 14 мая 2018 г. В., < ... > г.р., проходил социально-психологическую реабилитацию как ребенок-инвалид, отмечено, что в эмоционально-волевой сфере В. имеется глубокая привязанность к матери Писаревой Д.А., выражена потребность в заботе и уходе с ее стороны, данная потребность является ведущей в развитии В.
Однако данные обстоятельства об уважительности причин неисполнения Писаревой Д.А. установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Саратовской области - условий предоставления медицинским работникам мер социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты интернам медицинского университета на период прохождения ими послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры), единовременная денежная выплата молодым специалистам-врачам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации) вследствие неправильного применения судебными инстанциями норм материального права не были определены в качестве юридически значимых и, соответственно, не были проверены, правовой оценки в нарушение положений статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
Ссылку суда первой инстанции в обоснование вывода о неисполнении Писаревой Д.А. условий предоставления ей социальных выплат на то, что положениями статей 93, 262, 262.1, 263 Трудового кодекса Российской Федерации для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, установлены более "мягкие", щадящие условия труда, правом на которые Писарева Д.А. не воспользовалась, нельзя признать правомерной, поскольку к предмету настоящего спора о сохранении за Писаревой Д.А. права на меры социальной поддержки, данные обстоятельства, а именно дополнительные гарантии для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, и предоставление этих гарантий работодателем в период трудовой деятельности такого работника, не относятся.
Приведенные обстоятельства, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с предоставлением гражданину мер социальной поддержки, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, и права Писаревой Д.А. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта и гражданских и политических правах, а также частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Применение судебными инстанциями к спорным отношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств, в частности статьи 309 этого кодекса, также нельзя признать правомерным.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (абзац первый пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, включая нормы главы 22 Кодекса "Исполнение обязательств", зависит от того, являются ли спорные имущественные отношения гражданско-правовыми, то есть основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а если эти отношения таковыми не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям.
В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты интернам на период их обучения в интернатуре, единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам). Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства субъекта Российской Федерации - Саратовской области - постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 г. N 800-П и постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 г. N 545-П, в которых предусмотрена возможность для интернов и молодых специалистов-врачей получения государственной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат интернам медицинского университета на период прохождения ими послевузовской профессиональной подготовки (интернатуры) и единовременной денежной выплаты молодым врачам-специалистам, прибывшим на работу в областные государственные либо муниципальные медицинские организации.
Решение о предоставлении названных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается Министерством здравоохранения Саратовской области, которое наделено в силу своего правового статуса полномочиями по осуществлению публично значимых функций, в частности полномочиями по рассмотрению заявлений кандидатов на предоставление ежемесячных денежных выплат и единовременной денежной выплаты, проверке представленных документов для получения социальных выплат.
Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки, регулируемые приведенными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Саратовской области, - не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках этих отношений один из их участников, в данном случае Министерство здравоохранения Саратовской области, реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению нормативных правовых актов по отношению к другому участнику - гражданину, реализующему предоставленное ему нормативными правовыми актами право на получение мер социальной поддержки. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Саратовской области - применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат интернам и единовременной денежной выплаты молодым специалистам-врачам, не предусмотрено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить заявленные исковые требования в соответствии с требованиями закона, подлежащего применению к спорным отношениям, и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Петровского городского суда Саратовской области от 30 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 августа 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Петровский городской суд Саратовской области.