КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2024 г. N 769-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЩЕМАРЕВА СЕРГЕЯ ВАЛЕРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ СТАТЬЕЙ 3 ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.В. Щемарева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.В. Щемарев оспаривает конституционность статьи 3 "Категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем" Закона Липецкой области от 18 августа 2006 года N 318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", а фактически - ее абзаца четвертого, в частности, включающего в число лиц, имеющих право на обеспечение жильем по нормам данного Закона, ветеранов боевых действий.
В сентябре 2021 года заявителем совместно с другими членами его семьи был заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым основная часть денежных средств, составляющих стоимость жилого помещения, должна была выплачиваться продавцу Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка в качестве единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, полагающейся С.В. Щемареву (для согласования данного договора стороны в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка не обращались). В октябре 2021 года право собственности на квартиру зарегистрировано за С.В. Щемаревым и другими покупателями.
В декабре 2021 года администрацией города Липецка С.В. Щемареву отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с тем, что предъявленные им документы содержали недостоверные сведения: указанная в договоре-купли продажи сумма, которую, как предполагалось, надлежало выплатить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, была значительно выше предусмотренной законодательством.
По мнению заявителя, статья 3 Закона Липецкой области "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", примененная в его деле судом, не соответствует статьям 19 (часть 1), 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагает возможности предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения членам семьи ветерана боевых действий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством и возлагая на государство обязанность устанавливать для граждан гарантии социальной защиты (статья 7), не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Ветераны боевых действий, указанные в статье 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяющей предоставляемые им меры социальной поддержки, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона, пунктом 1 которой соответствующие полномочия переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в силу статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей ветеранов боевых действий при соблюдении установленных законом условий имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь в том случае, если ветеран боевых действий погиб (умер).
Во исполнение переданных полномочий оспариваемая заявителем статья 3 Закона Липецкой области "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а также Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяет категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем, включая в их число и ветеранов боевых действий.
Такое правовое регулирование, соответствующее федеральному законодательству и установленное в рамках дискреции законодателя, обеспечившего ветеранам боевых действий, проживающим на территории Липецкой области, возможность реализовать гарантированные им льготы по жилищному обеспечению, не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щемарева Сергея Валерьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН